«Дом без насилия!»

План мероприятий

развернуть

План мероприятий

ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района

по реализации республиканской профилактической акции «Дом без насилия»

с 18 апреля по 28 апреля 2018 года

 

         Цель: вовлечь широкие слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем бытового насилия и семейного неблагополучия.

    Задачи:

  1. Разъяснить гражданам негативные последствия бытовых конфликтов и необходимость своевременного реагирования на них, в том числе и в случае нежелания конфликтующих сторон.
  2. пропаганда здорового морально-эмоционального климата в семье и здорового образа жизни;
  3. проведение разъяснительной работы среди родителей об ответственности за совершение правонарушений и преступлений в быту.

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

Подготовить и разместить  сведения о целях и задачах акции, времени и алгоритме ее проведения на информационном стенде и сайте школы

до 18.04.2018

Шелемет Л.П.

Кондерешко С.И.

Обновить  на сайте учреждения образования информацию по проблемам насилия в семье (вопросы семейных взаимоотношений, предупреждения правонарушений, оказания помощи и т.д)

До 18.04.2018

Шелемет Л.П.

Кондерешко С.И.

Волк Д.В.

Сошнянина А.А.

Консультации для родителей по темам «Конфликты в нашей жизни: навыки конструктивного поведения», «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность»,   «Правила бесконфликтного общения в семье», «Воспитание счастьем, счастье воспитания».

21.04.2018

28.04.2018

Волк Д.В.

Сошнянина А.А.

«Предупреждение  насилия в семье, разъяснение положений Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

( выступление перед трудовым коллективом)

24.04.2018

Сошнянина А.А.

Выставка литературы в библиотеке к акции «Дом без насилия»

в течение акции

Кибук А.Н.

Час профилактики:

«Умеем ли мы общаться и понимать друг друга» (I-VII классы)

«Не вырони из рук свое будущее», (VIII-ХI классы)

В течение акции

Классные руководители

Разработать  профилактические    памятки, буклеты, листовки для родителей по предупреждению семейного насилия «Насилие в семье – это преступление», «За дом без насилия»

в течение акции

Волк Д.В.

Сошнянина А.А.

 Классные часы «Добро против насилия», «Семья как ценность», «Мама, папа и я – вместе – дружная семья», «Мир против жестокости и насилия над детьми»

в течение акции

Классные руководители

Конкурс-выставка детского рисунка «Мой уютный дом»

В течение

акции

Классные руководители

I-IV классы

 

свернуть

ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ – ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ

развернуть

 Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится всё более и более актуальной, поэтому и мы не смогли обойти её стороной и занялись её разработкой.

 Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Каковы виды, формы, признаки и последствия жестокого обращения? Что делать, если есть подозрение на жестокое обращение с ребёнком? Куда обратиться и что предпринять в этом случае? Как поговорить с ребёнком, как убедить его в том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при работе в таких случаях? Как не допускать подобных моментов с детьми? Как отслеживать поведение детей и подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы волнуют многих специалистов, работающих с детьми.

 Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

 Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность взрослых, эмоциональное выгорание и неспособность самих взрослых справиться с ситуацией, Психологическая неустойчивость педагогов, профессиональная несостоятельность

Последствия жестокого обращения с детьми:

Побеги

Суицидальные попытки

Акции протеста

Отказ от общения, уход в себя

Агрессивное, преступное поведение детей.

- Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство.

-Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ

1. Наказание должно быть педагогически оправданным.

2. Физические наказания недопустимы.

3. При любом наказании детей, они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Ребёнок, переживший жестокое обращение, живёт с этим всю жизнь. Как же помочь ему избавиться от этого груза, и возможно ли это вообще.

Существуют приёмы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение.

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

3. Фантазийные игры, игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз» и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4. Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5. Метод незаконченных предложений:

- больше всего мне нравиться…;

- я счастлив, когда…;

- я расстраиваюсь, когда…;

- больше всего я боюсь…;

- моё самое большое желание…;

- я бы хотел, чтобы мои родители…;

- когда я вырасту, я хочу…;

- братья – это…; сестры – это…;

- папа – это…; мама – это…

Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

 Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение.Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.

- Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

- Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан.

- Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

- Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

 

Куда обратиться за помощью:

 

Общенациональная горячая линия для пострадавших от насилия

8-801-100-8-801

(круглосуточно)

 

свернуть

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»

развернуть

Республиканская профилактическая акция

«Дом без насилия!»

 

 Семья  – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

 Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствует ее неоднократное рассмотрение на сессиях Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Каждый четвертый гражданин из числа лиц, погибших в результате убийств, лишен жизни своими близкими.

 Необходимо отметить, что проблема трудовой и бытовой зависимости одних членов семьи от других существует и на сегодняшний день. К примеру, в большинстве случаев женщина переносит все проявления агрессии со стороны мужа осознавая, что он содержит ее и детей. Все чаще жертвами своих родственников становятся пенсионеры, которые в силу пожилого возраста не могут оказать сопротивление либо вынуждены находиться в зависимом положении. Ежемесячно в территориальные органы внутренних дел поступает порядка 30 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах. Однако, по-прежнему, нередки случаи, о которых правоохранительные органы узнают от третьих лиц, так как в силу различных причин пострадавшие воздерживаются от обращения за помощью.

 Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами. Принимая во внимание латентность бытовых преступлений, сотрудники милиции уделяют жертвам семейного насилия особое внимание.

 В целях минимизации тяжких последствий бытового насилия и вовлечения широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем семейного неблагополучия ежегодно по инициативе Министерства внутренних дел будет проходить республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». В рамках данной акции специалисты всех заинтересованных государственных органов, организаций и общественных объединений посредством средств массовой информации, в том числе при проведении республиканской пресс-конференции, интернет - конференции «Жизнь без насилия», «горячих» линий с участием должностных лиц и интернет - общения:

-разъяснят правовые нормы, регулирующие их деятельность по предотвращению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений;

-доведут информацию о помощи, оказываемой в предупреждении и пресечении бытовых конфликтов;

-дадут советы, как действовать в той или иной проблемной ситуации, куда обращаться с целью решения вопросов семейного неблагополучия или оказания содействия в их решении.

 

свернуть

Что собой представляет акция «Дом без насилия»

развернуть

   С целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам бытового насилия, разъяснения гражданам необходимости содействия государственным органам в минимизации последствий правонарушений, совершаемых на этой почве, проводится профилактическая акция «Дом без насилия!».

 

Задачи акции:

1. Разъяснить гражданам негативные последствия бытовых конфликтов и необходимость своевременного реагирования на них, в том числе и в случае нежелания конфликтующих сторон.

2. Довести информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений решения проблем, возникающих в семьях, нормативных правовых актах, регулирующих семейные отношения, в том числе и девиантные. 

3. Наладить непрерывный взаимообмен информацией между гражданами, государственными органами и общественными объединениями о фактах насилия в отношении близких и мерах, принимаемых по их предупреждению и пресечению.

 В целях стабилизации ситуации, а также установления единых подходов в вопросах профилактики семейного неблагополучия, всеми заинтересованными ведомствами будет осуществлен целый комплекс профилактических мероприятий по минимизации негативных последствий в семьях:

- проведение широкомасштабной агитационной работы (размещение информации в СМИ, Интернете, распространение тематических листовок, буклетов, стакеров);

- проведение выступлений в учебных заведениях и трудовых коллективах;

-демонстрирование фильма «Свет в конце тоннеля»; проведение индивидуально-профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, систематически нарушающими общественный порядок и права других граждан, нерадивыми родителями, обязанными возмещать расходы на содержание детей;

- особое внимание будет уделено посещению несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;

- посещение по месту жительства одиноких престарелых граждан и пожилых людей, проживающих с лицами, ведущими аморальный образ жизни, с целью принятия безотлагательных мер по повышению уровня их безопасности.

 

Сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком – обязанность каждого гражданина Республики Беларусь.

 

 

 

 

свернуть

Признаки насилия и пренебрежительного отношения к нуждам и интересам ребёнка

развернуть

Признаки насилия

 и пренебрежительного отношения к нуждам

 и интересам ребёнка

Нередко в неблагополучных семьях имеют место случаи насилия, зачастую насилие может быть скрыто или завуалировано. Как же его распознать?

 1.Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия:

Внешний вид ребенка и характер травм:

-множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

-задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Возраст 0-6 месяцев:

малоподвижность;

безразличие к окружающему миру;

отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

боязнь родителей;

боязнь физического контакта со взрослыми;

постоянная беспричинная настороженность;

плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года:

боязнь взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет:

примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

пассивная реакция на боль;

болезненное отношение к замечаниям, критике;

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

негативизм, агрессивность;

лживость, воровство;

жестокость по отношению к животным;        

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм;

одиночество, отсутствие друзей;

боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

побеги из дома;

суицидальные попытки;

делинквентное поведение;

употребления алкоголя, наркотиков.

Поведение родителей:

      -противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и             нежелание внести ясность в произошедшее;

      -несвоевременное обращение за медицинской помощью;

      -инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

      -обвинение в травмах самого ребенка;

      -неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

      -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

      -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

      - рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

2.Признаки, позволяющие заподозрить применение психологического насилия

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез;

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

Поведение взрослых

    - нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

    - оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

    - постоянное чрезмерное критичное отношение  к нему;

    - негативная характеристика ребенка;

    - отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

    - перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

    - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

 3.Признаки, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к  нуждам и интересам ребенка:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

 

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность;

4. Признаки, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

     - заболевания, передающиеся половым путем,

     - повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

     - резкие изменения веса;

     - психосоматические расстройства,

     - страхи, ночные кошмары;

     - несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой,  сверстниками или   игрушками;

     - несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

 

свернуть

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].

развернуть

Статья 145. Доведение до самоубийства.

  1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака­зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершенное в от­ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, наказывается ли­шением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается обще­ственными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154.  Истязание.

Истязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопас­ности жизни и здоровья детей.

  1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по служ­бе, либо по специальному поручению, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причи­нение тяжкого телесного повреждения, наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование.

  1. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

 

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несо­вершеннолетнего (несовершеннолетней), наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со­вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом, наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро­дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго­товлением материалов или предметов порнографического характера, наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора, повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, наказывается общественными работами, штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных ве­ществ, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

 

 

 

свернуть