Школа-территория здоровья

МОДЕЛЬ     «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»      

развернуть

      МОДЕЛЬ    

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»      

 Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.

Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.

Коллектив нашей школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья.

Модель «Школа-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность  индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть,  здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся  на  основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.  Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в данном учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.

Цель: разработка комплексного подхода к сохранению здоровья школьников, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения

 Задачи:

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности  в  вопросах здоровья,  практическое  воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • разработать и внедрить технологии психологического и социального сопровождения обучения детей в школе;
  • организовать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;
  • привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения их в школе и дома.

 

Условия, позволяющие рассматривать школу

как территорию здоровья:

Физкультурно-оздоровительные

 

Санитарно-гигиенические

 

Содержательно-методические

 

Диагностические

 

Социокультурные

Механизм реализации модели:

  1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
  4. Создание благоприятного психологического климата в классах.
  5. Организация работы валеологических уголков в классах.
  6. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
  7. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.

Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

 

свернуть

План реализации проекта «Школа - территория здоровья»

развернуть

План реализации проекта

«Школа - территория здоровья»

 

2019/2020 учебный год

 

Цель проекта: Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

- определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;

- создать условия, обеспечивающие приобретение учащимися положительного опыта  ЗОЖ через систему воспитательной работы и дополнительного образования;

- способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;

- выстроить систему профилактики различных заболеваний;

- содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;

- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

- отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

     

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса

1.                 

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации учебного процесса

На протяжении учебного года

Суховерхая М.В.

Романович Н.С.

2.                 

Организация образовательного  процесса в соответствии с нормами  СанПиНа (расписание уроков, перемен, кружков,  режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

На протяжении учебного года

Суховерхая М.В.

Романович Н.С.

Шелемет Л.П.

учителя – предметники,

 классные руководители

3.                 

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

На протяжении учебного года

Администрация школы

Классные руководители

Повышение здоровьесберегающей  компетентности всех участников образовательного процесса

4.                 

 Круглый стол «Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса»

1 раз в полугодие

 

 

Шелемет Л.П.

 

 

 

5.                 

Круглый стол «Основы правильного питания».

Апрель  2020

Шелемет Л.П.

 

6.                 

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

В течение года

Сошнянина А.А.

7.                 

Изучение материалов интернет-портала «Здоровые люди»

В течение года

Классные руководители

8.                 

Изучение материалов раздела «Культура здоровья» (информация для населения) Министерства здравоохранения

В течение года

Классные руководители

9.                 

Совещание при директоре «Итоги реализации информационного проекта «Школа – территория здоровья»

Май 2020

Шелемет Л.П.

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

 

Проведение факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности»

В течение учебного года

Суховерхая М.В.

Шевелева Т.И.

 

Проведение факультативных занятий в начальной школе «По ступенькам правил здорового питания»

В течение учебного года

Учителя начальных классов

 

Проведение тематических недель, информационных и классных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

В течение года

Шелемет Л.П.

Сошнянина А.А.

Шепелевич В.В.

классные руководители

 

Организация единых дней профилактики с приглашением специалистов УЗ «Пинская ЦРБ», ГУ «Пинский РЦГиЭ», Центра дружественного подросткам «Надежда», Пинского РОВД, Пинского ГРОЧС

В течение года

Шелемет Л.П.

Сошнянина А.А.

 

Проведение единых дней здоровья

Каждая 2-я суббота месяца

Дыдышко А.М.

Лясюк Г.Е.

Классные  руководители

 

Акция «Солнце спрятано в каждом!», посвященная Всемирному дню предотвращения самоубийств 

10.09.2019

Сошнянина А.А.

Шепелевич В.В.

 

Проведение конкурса «Самый здоровый класс»

В течение  года

Шепелевич В.В.

Классные  руководители

 

Проведение физкульминуток

на уроках

Ежедневно

Учителя-предметники,

 

Проведение динамических перемен после 2,3,4 уроков

Ежедневно

Шепелевич В.В.

 

Проведение минуток безопасности членами ОО «БРПО»

Еженедельно

Шепелевич В.В.

20.            

Мероприятия в рамках:

- Международного дня борьбы со СПИДом;

- Всемирного дня борьбы с туберкулезом;

- Дня профилактики болезней сердца

По отдельному плану

Сошнянина А.А.

Шепелевич В.В., классные руководители

 

Обновление  уголков здоровья

В течение года

Классные руководители

 

Организация горячего питания

Постоянно

Администрация школы

 

Работа оздоровительного лагеря в период каникул

В период каникул

Шелемет Л.П.

 

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни

Постоянно

Кибук А.Н.

 

Размещение на сайте информации по здоровому образу жизни

Постоянно

Шелемет Л.П.

Кондерешко С.И.

 

Конкурс буклетов «Вырастем здоровыми»

Апрель

Шепелевич В.В.

Классные руководители

Профилактика вредных привычек

  (курение, алкоголизм, наркомания)

 

Тестирование учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы

Ежегодно

Сошнянина А.А.

классные руководители

28.           2.

Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек

1 раз в месяц

Классные руководители

29.           5.

Просмотр видеороликов соответствующей тематики

В течение учебного года

Классные руководители

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная  работа

 

Анализ занятости детей физкультурой и спортом:

-определение группы здоровья;

-занятость в спортивных кружках и секциях.

Сентябрь 2019г.

Суховерхая М.В.

Романович Н.С.

Шелемет Л.П,

классные руководители

 

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

Согласно 

плану

Лясюк Г.Е.

Дыдышко А.М.

 

Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно – оздоровительных  мероприятий

Согласно 

плану

Лясюк Г.Е.

Дыдышко А.М.

 

Работа объединения по интересам «Шашки и шахматы»

«Футбол»

«Легкая атлетика»

«Волейбол»

В течение года

 

Лясюк Г.Е.

Полюхович Г.С.

Гончарова С.В.

Кисель Д.П.

 

Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская»

В течение года

Лясюк Г.Е.

Дыдышко А.М.

 

Участие в районных спортивных соревнованиях

В течение года

Лясюк Г.Е.

Дыдышко А.М.

Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых

 

Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном родительском собрании

октябрь

Администрация школы

 

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни:

- «Иммунитет и способы его укрепления»,

- «Режим дня»

- «Безопасный интернет» и др.

1 раз в полугодие

Сошнянина А.А.

 

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.

В течение года

Классные руководители

 

Подготовка памяток для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», « Гимнастика для глаз»

В течение года

Классные руководители

 

Проведение тематических классных родительских собраний

В течение года

Классные руководители

 

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

В течение года

Лясюк Г.Е.

Дыдышко А.М. классные руководители

Недели, декады и месячники

по сохранению жизни и здоровья, формированию здорового образа жизни

42.            

Месячник безопасности «В центре внимания дети!»

01.09.-21.09.2019

Шелемет Л.П.

Шевелева Т.И.

Классные руководители

 

Месячник по профилактике суицидов

«Жизнь – бесценный дар»

10.09 – 10.10.2019

Сошнянина А.А.

Шепелевич В.В.

Классные руководители

 

Неделя профилактики онкологических заболеваний

12-17.11.2019

Классные руководители

 

Декада профилактики травматизма

10-19.12.2019

Классные руководители

 

Месячник профилактики гриппа и ОРЗ

Январь

Сошнянина А.А.

Классные руководители

 

Неделя профилактики употребления наркотиков

24.02-29.02.2020

Сошнянина А.А.

Шепелевич В.В.

Классные руководители

 

Неделя гигиены рук

27.04.-02.05.2020

Шепелевич В.В.

Классные руководители

             

 

 

свернуть
Ещё в этом разделе