Нормативное правовое обеспечение летней оздоровительной кампании

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

развернуть

В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, удовлетворения потребностей детей в различных видах отдыха и оздоровления на базе учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений (далее – учреждения образования, учреждения) организуются оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (далее – лагерь) – это форма организации жизнедеятельности, обеспечивающая реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в рамках учреждения образования, которое создает условия для организации различных видов деятельности, питания, оздоровления и отдыха.

Работа лагеря организуется по сменам. Смена – это форма организации оздоровительной и образовательной деятельности учащихся учреждений образования в период каникул, реализуемая в условиях дневного пребывания и обязательной организации питания. Продолжительность оздоровления детей в период летних каникул должна быть не менее 18 дней (оптимально – 21-24 дня); в период осенних, зимних и весенних каникул – не менее 6 дней.

Лагеря организуются на базе учреждений образования, в том числе средних школ - училищ олимпийского резерва, на базе специализированных учебно-спортивных учреждений, иных учреждений и организаций, а также с использованием арендованных помещений для оздоровления детей 6 – 15 лет[1]. В лагере предусматривается пребывание детей до 16.00 или до 18.00 и организация трехразового питания[2].

Основными задачами деятельности лагеря являются:

укрепление здоровья детей;

формирование навыков здорового образа жизни;

формирование социальных норм и ценностей;

удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании;

формирование и развитие творческих способностей.

Содержание, формы и методы работы лагеря определяются педагогическим коллективом в соответствии с принципами гуманистической направленности воспитания, сохранения национальных культурных и духовных традиций белорусского народа, учета возрастных и индивидуальных потребностей и интересов детей. Вне зависимости от направленности смены лагеря приоритетными должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, в содержание которых включается организация полноценного питания, медицинское обслуживание, проведение оздоровительных, образовательных, физкультурных, культурно-массовых мероприятий, способствующих актуализации ценностей здорового образа жизни, формированию ценностного отношения к материальному и природному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в лагере целесообразно осуществлять как в индивидуальных формах, так и в объединениях по интересам с переменным составом (кружках, секциях, клубах, творческих мастерских, студиях, лабораториях, театрах, научных обществах и др.).

Согласно программе воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, ведущими видами деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря являются: познавательная, творческая, игровая, коммуникативная. Для реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные приемы, методы и формы организации работы. Так, познавательная деятельность реализуется, в большей степени, в следующих формах: акции познавательной направленности, исследовательские проекты, интеллектуальные турниры, экскурсии, викторины, информационные часы, дискуссии, диспуты, дебаты и др.

Для организации творческой деятельности целесообразно использовать творческие задания и конкурсы детского творчества (вокального, хореографического, театрального, декоративно-прикладного, художественно-изобразительного, литературного, фольклорного и т.д.), игры на развитие творческих и креативных способностей и др.

Игровая деятельность является важным средством социализации личности. В оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей целесообразно использовать следующие виды игр: спортивные, военно-спортивные, интеллектуальные, игры-путешествия, уличные командные игры, сюжетно-ролевые, деловые игры, компьютерные игры и др.

Оптимальными формами реализации коммуникативной деятельности в лагере являются: игры и упражнения на знакомство и взаимодействие, на сплочение временного детского коллектива, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и др.

При организации работы с детьми целесообразно использовать следующие методы и приемы: методы словесной коммуникации (беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (упражнения, исследования, проведение опытов, эксперименты, выполнение творческих заданий, разработка и реализация социально значимых проектов); методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций и т.п.); методы стимулирования и мотивации (пример, поощрение, создание ситуации успеха, проблемных ситуаций и т.п.). Выбор метода зависит от целей, задач, содержания деятельности и стиля педагогического взаимодействия.

Особое внимание необходимо уделить формированию временного детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата, а также созданию условий для оздоровления детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите.

При проектировании содержания работы лагеря необходимо использовать методические рекомендации в помощь организаторам летнего оздоровления, ежегодно разрабатываемые Министерством образования Республики Беларусь. Рекомендации содержат информацию об основных задачах и направлениях деятельности по организации летнего отдыха и оздоровления детей, приоритетных формах и методах организации деятельности, республиканских мероприятиях (акциях, конкурсах, фестивалях и т.п.), календарь памятных дат. В рамках подготовки к летней оздоровительной кампании 2015 года на портале Министерства образования создан раздел «Лето – 2015. Оздоровление» [http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=23881], в котором размещена актуальная информация о приоритетных направлениях деятельности по организации летнего отдыха и оздоровления детей, а также региональных особенностях предстоящей летней оздоровительной кампании.

Эффективность работы лагеря зависит от создания необходимых условий, важнейшим из которых является грамотная организация социально-педагогического сопровождения развития детей.

Под социально-педагогическим сопровождением понимается деятельность, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным самоопределением.

Социально-педагогическое сопровождение строится на следующих принципах:

«активная позиция ребенка»: научить ребенка решать проблемы самостоятельно;

«приоритет интересов ребенка»: признание уникальности личности каждого ребенка;

«непрерывность и преемственность»: обеспечение преемственности в работе специалистов учреждений образования;

«превентивность»: предупреждение возникновения проблемных ситуаций.

Основными направлениями осуществления социально-педагогического сопровождения в лагере являются: решение коммуникативных проблем и проблем сохранения и восстановления здоровья ребенка; оказание помощи ребенку в выборе образовательного маршрута, пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства, выборе досуговой сферы для самореализации.

Одним из факторов успешной работы лагеря является укомплектованность штата кадрами соответствующей квалификации. При подготовке к летней оздоровительной кампании целесообразно организовать для педагогических работников методические мероприятия (семинары, практикумы, конференции и др.). Необходимо предусмотреть участие в работе лагеря педагога-организатора, учителя физической культуры, библиотекаря, педагога социального, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования. Достаточно эффективной является практика назначения на должности руководителей оздоровительных лагерей руководителей (заместителей руководителей) учреждений образования, опытных педагогов.

По условиям пребывания оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является временно приспособленным, поэтому необходимо обратить особое внимание на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, оборудование помещений, эстетику их оформления, создание предметно-пространственной среды для проведения оздоровительных мероприятий (оборудование комнат отдыха, игровых комнат, установка скамеек, столов для настольных игр, чтения и других мероприятий на свежем воздухе, создание экологических тропинок и др.); обеспечение оптимального чередования труда и отдыха, режима необходимой двигательной активности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и возможностей детей.

Обязательным условием эффективного функционирования лагеря является оперативное информационное сопровождение его деятельности. Необходимо обеспечить рекламу лагеря, размещать материалы о ходе летней оздоровительной кампании на страницах периодических изданий, сайте учреждения образования. Тематический стенд, как форма информационного сопровождения, должен содержать следующую информацию: план работы лагеря с указанием даты, места, времени проведения мероприятий и категории участников, рекламу и итоги общелагерных мероприятий, режим дня лагеря, информацию о работе СППС, телефона доверия, библиотеки, спортивного зала (стадиона), компьютерных классов, расписание работы объединений по интересам, информацию о работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Планирование работы лагеря призвано обеспечить системность, организованность, согласованность деятельности, а также логику и последовательность реализации задуманного. План работы лагеря должен быть конкретным, отвечать требованиям реалистичности, актуальности, преемственности, отражать мероприятия в рамках республиканских акций, предусматривать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами населенного пункта, включать мероприятия, организуемые СППС и библиотекарем учреждения образования, мероприятия, проводимые под эгидой детских и молодежных общественных объединений, а также совместно с сотрудниками ИДН, МЧС, учреждений здравоохранения, родительской общественностью и т.п.

Примерная структурная модель ведения документации лагеря:

постановление местных органов управления образованием по организации летнего отдыха учащихся (решение исполнительного комитета и (или) приказы управления (отдела образования);

документы об открытии лагеря (включая приказ с приложением списка детей, зачисленных в лагерь, акт приемки, разрешение на открытие лагеря);

заявления родителей о зачислении в лагерь (с резолюцией руководителя учреждения образования о зачислении);

список работников лагеря с результатами медицинского заключения; санитарные книжки;

график работы воспитателей лагеря;

режим дня лагеря;

табель учета посещаемости детей;

социальный паспорт лагеря;

план работы лагеря на смену;

правила внутреннего распорядка для детей;

документация по технике безопасности;

должностные инструкции работников лагеря.

Нормативные правовые документы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, …, 22.08.2013 № 736).
  3. Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.06.2004 № 662 (в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, …, 22.08.2013 № 736).
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования» (в ред. постановления Минобразования от 24.05.2013 № 27).
  5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 205 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства здравоохранения Республики Беларусь и главного государственного санитарного врача Республики Беларусь (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78).
  6. Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205) (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78).
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

[1] П.5 Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.06.2004 № 662 (в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, 22.08.2013 № 736)

[2] П.112 Санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205) (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78)

 

свернуть

Организация работы по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании

развернуть

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании воспитательно-оздоровительные учреждения образования, к которым относятся образовательно-оздоровительные центры и оздоровительные лагеря, имеют право реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи.

Большинство воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь активно используют предоставленное им право и организуют в своих учреждениях образовательный процесс при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи.

В воспитательно-оздоровительных учреждениях образования сложилась практика создания из числа воспитанников объединений по интересам на основе общей заинтересованности к конкретному направлению деятельности в соответствии с профилем смены и в соответствии с другими общими интересами. Чаще всего в оздоровительных лагерях создаются кружки, клубы, секции, студии, хобби-центры, мастерские, общества.

Образовательный процесс организуется в период проведения смены, продолжительность которой варьируется от 9 до 21 дня. Приорганизации работы по освоению программ дополнительного образования детей и молодежи в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Порядок получения дополнительного образования детей и молодежи в оздоровительных лагерях (центрах) определяется положением об учреждении или Уставом учреждения. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании текущая и итоговая аттестация при получении дополнительного образования в оздоровительных лагерях не проводится, так как освоение образовательных областей осуществляется на базовом уровне. Освоение тем на повышенном уровне невозможно из-за кратковременности нахождения воспитанника в оздоровительном лагере.

Срок получения дополнительного образования в оздоровительном лагере определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования по соответствующему направлению.

В настоящее время дополнительное образование детей и молодежи в Республики Беларусь представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

1.1. техническое;

1.2. спортивно-техническое;

1.3. туристско-краеведческое;

1.4. эколого-биологическое;

1.5. физкультурно-спортивное;

1.6. художественное;

1.7. социально-экономическое;

1.8. социально-педагогическое;

1.9. культурно-досуговое;

1.10. военно-патриотическое;

1.11. естественно-математическое;

1.12. общественно-гуманитарное.

Прием воспитанников для получения дополнительного образования в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования осуществляется на основании его заявления, согласованного с воспитателем. Воспитатель должен обсудить с детьми их выбор, посоветовать, что может быть интересно тому или иному ребенку, предоставить дополнительную информацию, при необходимости обеспечить связь с родителями. Данную работу воспитатели осуществляют на основании доверенности, выданной им родителями воспитанников.

Разработка программ объединений по интересам осуществляется педагогами оздоровительного лагеря на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи. На сайте Министерства образования Республики Беларусь размещены типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по следующим направлениям: культурно-досуговое, социально-педагогическое, техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественное.

В работы можно также использовать программы дополнительного образования объединений по интересам, разработанные и апробированные в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок».

Направление образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи зависит от направления деятельности оздоровительного лагеря в смене, от интересов воспитанников и имеющейся ресурсной базы.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы объединения по интересам осуществляется с учетом возраста учащихся:

6 – 10 лет – не более 4 учебных часов в неделю;

11 – 13 лет – не более 6 учебных часов в неделю;

от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Для старшего школьного возраста в расписании возможно проведение спаренных занятий с обязательным перерывом между их проведением.

В крупных воспитательно-оздоровительных учреждениях образования желательно создавать одновозрастные объединения по интересам, в небольших оздоровительных лагерях возможно создание разновозрастных групп. В некоторых случаях оправдывает себя практика создания объединений по интересам с переменным составом. Средняя наполняемость кружков, клубов и других объединений должна составлять 12-15 человек.

Спецификой организации дополнительного образования в оздоровительном лагере является тот факт, что учащиеся, имеют разный уровень подготовки по направлениям дополнительного образования. Поэтому перед педагогами дополнительного образования стоит задача организовать работу по группам со всеми учащимися, посещающим объединение по интересам. Данная особенность должна быть отражена вариативной частью образовательной программы дополнительного образования. В ней должны быть определены темы теоретических и практических занятий с учащимися, имеющими разный уровень подготовки (подготовленные, новички), разный возраст и разный уровень развития.

При организации деятельности по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи должны учитываться общелагерные традиции, интересы воспитанников, их возраст и интересы, материальная база лагеря, наличие педагогов дополнительного образования.

Важной частью успешной реализации программы объединения по интересам является правильность ее оформления и качество содержания.

Программы дополнительного образования детей и молодежи объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждаются в установленном порядке руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

В обязательном порядке в структуре программы объединения по интересам определяются цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Содержание программы выстраивается в соответствии с учебно-тематическим планом, который раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, состоящей из разделов:

           номер по порядку;

           название тем;

           количество часов (всего, теоретических, практических).

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретических

от 30% до 50%

Практических

от 50% до 70%

 

 

 

 

 

В условиях детского оздоровительного лагеря (центра) рекомендуется большее время уделять практической части программы и сокращать подачу теоретических знаний.

Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.

        Содержание программы должно отражать следующие направления:

           помощь детям в индивидуальном развитии;

           адаптация их к жизни в обществе;

           мотивация к познанию и творчеству;

           стимулирование к творческой активности;

           развитие способностей к самообразованию;

           обеспечение преемственности содержания различных видов образования;

ожидаемый результат по итогам завершения обучения (конкретная характеристика знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанником).

Эффективность реализации программ дополнительного образования в оздоровительных лагерях определяется кадровым обеспечением, привлечением квалифицированных педагогов.

В штатных расписаниях образовательно-оздоровительных центров, крупных оздоровительных лагерей предусмотрены ставки педагогов дополнительного образования, которые должны использоваться в полной мере. В тех лагерях, где это не предусмотрено или предусмотрено в небольшом количестве необходимо привлекать педагогов оздоровительного лагеря (воспитателей, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, инструкторов по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе и др.) к реализации программ дополнительного образования детей и молодежи.

Эффективной формой кадрового обеспечения реализации программ дополнительного образования в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должно стать направление в летний период для работы в оздоровительных лагерях сотрудников учреждений дополнительного образования, которые не заняты по своему основному месту работы (в связи со снижением посещаемости учреждений дополнительного образования детей и молодежи в летний период).

В случае воспитательно-оздоровительных учреждений образования, расположенных в черте населенного пункта,наиболее эффективной с точки зрения материально-технического и кадрового обеспечения является организация занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (особенно в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, созданных на базе данных учреждений образования).

Также к реализации программ дополнительного образования необходимо привлекать специалистов не только системы образования, но и других министерств и ведомств (МЧС, МВД, Министерства здравоохранения, Министерства обороны и др.).

Определяя содержание, формы и методы сотрудничества воспитательно-оздоровительного учреждения образования и семьинеобходимо рассмотреть и вопросвозможности привлечения родителей воспитанников к реализации программ дополнительного образования.

С целью активизации деятельности воспитанников целесообразно применение в работе объединений по интересам принципа «Равный обучает равного», что позволитдетям продемонстрировать не только свое мастерство, но и организаторский потенциал.

Становясь участниками «равного обучения»воспитанники смогут выступить в роли тренеров и познакомить своих сверстников с теми навыками, которыми владеют сами (игра на гитаре, приемы самообороны, современные танцы и др.). Подобного рода знакомство с новыми направлениями деятельности может привести воспитанников к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Выступить в роли тренеров предлагается воспитанникам, которые на высоком уровне владеют каким-либо направлением деятельности.

Для отслеживания личностного роста воспитанниковрекомендуется использование личностно-ориентированных технологий. В каждом объединении по интересам необходимо организовать работупо системе индивидуальногороста, по которой можно проследить творческий рост учащихся. Художественное исполнение системы индивидуального роста носит произвольный характер (лестница успеха, горные вершины и т.д.). Условия перехода, количество ступеней, содержание определяются педагогом. Важно соблюдать главное условие: каждая ступень роста своим содержанием должна стимулировать воспитанника к получению новых знаний, умений, навыков, учить самосовершенствоваться и самостоятельно получать знания, создавать ситуацию успеха.

Создаваемое в объединениях по интересам детское самоуправление (староста, помощник старосты и т.д.) должно быть включено в общую систему самоуправления воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

В оздоровительных лагерях должен быть создан режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, созданы условия для их занятий, должны широко использоваться их творческие возможности в подготовке общелагерных, отрядных мероприятий, демонстрации личных достижений: выставки, концерты, презентации, показы, выступления и др.

Первое знакомство с педагогами дополнительного образования в оздоровительных лагерях рекомендуется проводить в виде презентации программ объединений по интересам. Этим мероприятием снимается определенный эмоциональный дискомфорт, решается вопрос знакомства с педагогами, направлениями деятельности, дается возможность учащимся на практике попробовать свои силы в каком-либо виде творчества и сделать свой выбор.

Для воспитанников, которые не занимаются в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи на протяжении учебного года необходимо организовать работу по популяризации дополнительного образования, выявлению склонностей и способностей через организацию ознакомительных мероприятий, фестивалей, предоставление возможностей попробовать себя на протяжении смены в различных видах деятельности.

Значительно расширить спектр образовательных услуг дополнительного образования можно и с использованием такой формы работы, как хобби-центры. Хобби-центры организуются и проводятся всеми педагогами оздоровительного лагеря(в рабочее время сотрудников без дополнительной оплаты), которые свое личное увлечение каким-либо делом, ремеслом и т.д. могут передать воспитанникам. При организации работы хобби центров предварительно необходимо изучить увлечения и хобби педагогов оздоровительного лагеря, в случае необходимости на конкурсной основе провести защиту программ объединений по интересам.

В процессе посещения хобби-центров воспитанники имеют возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать их ожидаемые результаты и содействовать самостоятельному решению личностно значимых проблем.

Знания, умения и навыки, которые получат воспитанники в рамках реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в условиях оздоровительного лагеря должны стать средством раскрытия творческого потенциала личности.

 

свернуть

Единые требования к планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении

развернуть

Планирующая документация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении

Планирующая документация является важнейшей составляющей научно-методического обеспечения программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (ст.291 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, определяет цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной и оздоровительной работы с детьми в возрасте от 6 до 18 лет¸ нуждающимися в оздоровлении, направлена на воспитание личности и укрепление ее здоровья, в том числе, формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.

К планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, относится план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (п. 2.2 ст. 291 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, устанавливает цели, задачи, формы и методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, разрабатывается в воспитательно-оздоровительном учреждении образования на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем (п.2 ст. 292 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Планы воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (план воспитательной работы смены) могут иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников: план воспитательной работы профильной смены, план воспитательной работы тематической смены.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы в воспитательно-оздоровительном учреждении образования. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Грамотно разработанный план должен выполнять следующие функции: направляющую, прогнозирующую, координирующую, организаторскую, контролирующую.

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, должен соответствовать следующим требованиям:

согласованность целей, содержания плана с нормативными, инструктивно-методическими документами, организационно-распорядительной документацией учреждения образования;

отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение социально-личностных задач;

психолого-педагогическая обоснованность, системный характер мероприятий;

разнообразие форм, методов воспитательной работы;

учет особенностей, традиций и возможностей учреждения образования, его социального окружения;

реалистичность, предусматривающая педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач;

преемственность, обеспечиваемая стабильностью различных видов и организационных форм деятельности при вариативности их реализации.

Перечень планирующей документации

  1. Перспективный план работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования (утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования и согласовывается с начальником управления (отдела) образования)
  2. План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (план воспитательной работы смены; план воспитательной работы профильной смены; план воспитательной работы тематической смены) (утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования)
  3. План воспитательной работы отряда на смену (утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования)
  4. План работы отряда на день
  5. Планы работы педагогических и иных работников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену (утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования).

Структура планирующей документации

Структура перспективного плана работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования

Раздел 1. Анализ работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования за предыдущий период; анализ факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность воспитательного и оздоровительного процессов

Раздел 2. Обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы воспитательно-оздоровительного учреждения образования. Нормативное правовое обоснование

Раздел 3. Цель и задачи работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования на предстоящий оздоровительный период

Раздел 4. Организационно-содержательная модель реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении: основные мероприятия на весь оздоровительный период; особенности содержания и организации каждой смены; материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение.

Структура плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (плана воспитательной работы смены; плана воспитательной работы профильной смены; плана воспитательной работы тематической смены)

Раздел 1. Обоснование приоритетных направлений, форм, методов воспитательной работы на смену. Нормативное правовое обоснование

Раздел 2. Целеполагание (цель, задачи воспитательной работы)

Раздел 3. Направления воспитательной работы (в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

Раздел 4. Ресурсное обеспечение воспитательного и оздоровительного процессов (медицинское сопровождение, организация питания и питьевого режима, использование природно-рекреационных ресурсов, организация здоровьесберегающей среды, повышение профессиональной культуры педагогических работников)

Раздел 5. План мероприятий (название мероприятия, сроки, место проведения, участники, ответственные за проведение)

Раздел 6. Анализ эффективности воспитательного и оздоровительного процессов.

При необходимости содержание раздела 5 плана воспитательной работы смены можно представить следующим образом:

День недели, дата

Общелагерные мероприятия

Отрядные мероприятия

Отряд №1

Отряд №2

Отряд №3

Отряд №4

Отряд №5

Отряд №6

 

Название мероприятия, форма проведения время, место проведения,

Название мероприятия, форма проведения время, место проведения

 

 

 

 

 

Структура плана воспитательной работы отряда на смену

План воспитательной работы отряда на смену включает: цель, задачи, основные направления воспитательной работы, план мероприятий (название мероприятия, сроки, место проведения, участники, ответственные за проведение).

Структура плана работы отряда на день

Дата, день недели (возможно тема дня, девиз дня)

 

Утро

День

Вечер

Общелагерные мероприятия

 

Название мероприятия (вид деятельности)

Время

Место

 

Отрядные мероприятия

 

 

Название мероприятия (вид деятельности)

Время

Место

Структура планов работы педагогических и иных сотрудников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену

Планы работы педагогических и иных сотрудников воспитательно-оздоровительного учреждения на смену предполагают следующие структурные компоненты: дата, время, содержание деятельности, формы и методы организации, ресурсное обеспечение, предполагаемый результат.

свернуть

Требования к оздоровительным организациям в РБ

развернуть
Ещё в этом разделе