Ресурсный центр «ГОТОВИМСЯ К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

Расписание работы РЦ

 

РЦ «Готовимся к республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе»

 

 

 

День недели

 

 

Время

 

Кабинет

 

Руководитель

 

четверг

 

15.00 – 15.45

15.50 – 16.35

 

 

 

33

 

Гаркович Светлана Михайловна

Учебная программа занятий ресурсного центра

развернуть

 

Учебная программа

занятий ресурсного центра

 

«ГОТОВИМСЯ К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

 

(IX – XI классы)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Успешное изучение языка учащимися учреждений общего среднего образования Республики Беларусь невозможно без глубокого к нему интереса, который активизируется внеклассной работой, проводимой в различных формах.

Цель занятий – реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции.

Задачи занятий:

воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;

пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;

углубление знаний по разным разделам курса русского языка и литературы;

развитие умений решения нестандартных языковых, литературных и речевых задач;

формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.

Данный курс занятий рассчитан на 70 часов.

   Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное, учитель имеет право, исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ.

Курс занятий состоит из 3 тематических разделов в соответствии с учетом основных содержательных линий.

  1. 1. Написание сочинения-отзыва предполагает знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями данной жанровой формы, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях.
  2. 2. Комплексная работа предполагает повторение систематического курса языка и литературы, выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения.
  3. 3. Речевое общение предполагает развитие коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся, знакомство с типами текстов, правилами их построения, языковыми средствами современного речевого этикета.

   Рекомендуемые формы и методы обучения: целесообразно сочетать фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы обучения; с целью активизации познавательной деятельности учащихся рекомендуется использовать методы проблемного обучения, интерактивные и эвристические методы, дискуссии и др. Выбор форм и методов обучения определяется учителем самостоятельно на основе целей и задач учебного занятия.

    Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых и неизучаемых произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  Предлагаемые занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка, литературы и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач, заданий по литературе; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

(70 часов)

 

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

 

Комплексная работа и сочинение-отзыв как виды олимпиадных конкурсов. Специфика проведения.

 

РАЗДЕЛ 1. СОЧИНЕНИЕ-ОТЗЫВ

КАК ОЛИМПИАДНЫЙ КОНКУРС (22 ч)

Отзыв как жанр сочинения.

Алгоритм работы над отзывом о литературном произведении.

Текст как лингвистический феномен.

Текстовые признаки, особенности анализа текстов различных жанров и типов речи.

Принципы организации художественного текста как путь  нахождении связей и отношений элементов сложного целого, как ключ к пониманию произведения.

Главные типы выдвижения: сильные позиции, сцепление, конвергенция, обманутое ожидание, семантический повтор и др.

         Сильные позиции в тексте ‑ заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало). Антропонимы.

Фоновые знания, вертикальный контекст. Пространство и время в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования.

Содержательный аспект анализа текста. Смысловые мотивы.

Композиция текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Приёмы начала и концовки текста.

Роль тропов и фигур речи как средств повышения выразительности текста. Своеобразие поэтической формы.

Звуковая инструментовка.

Написание сочинения-отзыва и его анализ.

 

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

КАК ОЛИМПИАДНЫЙ КОНКУРС (38 ч)

 

         Особенности заданий по фонетике, орфоэпии. Фонетические пропорции. Диалектные особенности говоров.

         Графика: общность алфавитов.

         Историческая грамматика. Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. Носовые гласные, история буквы ять. Строение слога в древнерусском и современном русском языках. Упрощение групп согласных. Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

         Особенности заданий по лексике. Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии.

Особенности заданий по фразеологии.

Языковая и речевая норма и отклонения от неё.

         Особенности заданий по морфемике. Однокоренные слова и формы слова. Морфемный разбор.

         Особенности заданий по словообразованию. Словообразовательная парадигма, цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение. Словообразовательный разбор.

         Особенности заданий по морфологии. Части речи, их основные грамматические категории. Супплетивизм. Омонимия частей речи.

Особенности заданий по синтаксису. Синтаксическая функция слова. Словосочетание. Особенности заданий по синтаксису простого предложения, сложного предложения.

         Особенности заданий по орфографии и пунктуации. Повторение сложных орфографических и пунктуационных правил.

         Особенности заданий по теории литературы. Фольклор. Литературные роды и жанры. Историко-литературный процесс. Сюжет, фабула, композиция. Система образов. Виды комического. Система стихосложения. Стихотворный размер. Рифма и рифмовка. Строфа.

         Особенности заданий по истории литературы изученных периодов.

 

РАЗДЕЛ 3. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (8 ч)

 

   Речевое общение и качества речи. Условия и основные компоненты общения. Языковые средства, свойственные современному языковому этикету. Устная монологическая речь: риторическая схема построения. Техника речи. Способы и приёмы работы над речевым дыханием, важнейшими качествами ораторского голоса, выразительным интонированием и правильной артикуляцией. Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую. Составление и произнесение речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Доронина, Т.В. Анализ стихотворения: учебное пособие / Т.В.Доронина, Н.В.Францова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 189 с.
  2. Казбек-Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5‑11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
  3. Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс / И.Е.Каплан. – М.: Экзамен, 2006. – 256 с.
  4. Козей, О. В. занимательно о русском языке / О. В. Козей. - Минск: Бел. ассоц. “Конкурс”, 2008. 
  5. Колесов, В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: просвещение, 1982. – 191 с.
  6. Норман, Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Мн., 1989.
  7. Норман, Б.Ю. Новые занимательные задачи по русскому языку. – Минск: Бел. ассоц. “Конкурс”, 2014. 
  8. Олимпиады по русскому языку и литературе. Задания комплексной работы / Е.Е.Долбик [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. “Конкурс”, 2015. 
  9. Олимпиады по русскому языку и литературе. Творческие конкурсы / В. Ф. Русецкий [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. “Конкурс”, 2017. 
  10. Русецкий, В.Ф. Живая риторика: готовимся к публичному выступлению / В.Ф.Русецкий, Т.В.Игнатович, Е.Е.Долбик. – Минск: Белорус. ассоц. “Конкурс”, 2010. – 352 с.
  11. Титаренко, Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф Хадыко. – Москва, 2019.
  12. Учимся писать отзыв о литературном произведении / сост.О.И.Царева [и др.]. – Минск: Бел.ассоц. «Конкурс», 2008.
  13. Шкатова, Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.
  14. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание. М., 1984.

 

свернуть

Отзыв_ работы учащихся

развернуть

 

Отзыв о стихотворении Николая Ивановича Рыленкова

 «Нет, волшебные русские сказки не лгали»

  Детство – самое волшебное и беззаботное время. Именно в эту пору закладываются основные моральные принципы, которыми будет руководствоваться человек всю последующую жизнь. Поэтому ещё с младенчества родители стараются окружить нас теплом и заботой, дать нам основные представления об окружающем мире. Положительное влияние на гармоничное развитие личности оказывает литература, а знакомство с ней начинается с чтения сказок.

  Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее «волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем». Сказка затейлива, причудлива, волшебна. Она повествует о необычных происшествиях, героических подвигах, верной любви. Возможно, именно поэтому в детстве мы больше всего верим в чудо.

  Но в каждом волшебном сказании обязательно содержится и серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в художественной литературе.

  Следование фольклорным традициям находит отражение в произведениях русской литературы XIX-XX веков. Интерес к народной жизни, к русскому народному творчеству, характеризовавший русскую культуру на всех этапах ее развития, приобрел особую значимость и актуальность. Сюжеты и образы народных сказок и песен осмыслялись поэтами и писателями самых разных социальных и творческих кругов.

  Советский писатель Николай Иванович Рыленков также обращался к фольклорному творчеству, что позволило ему унаследовать в своих произведениях лучшие традиции русской национальной культуры. Его стихотворение «Нет, волшебные сказки не лгали» раскрывает проблему роли сказок в жизни человека.

  Уже после первого прочтения стихотворения ощущается связь лирических строк с фольклором. Ритмическая организация произведения напоминает структурное соотношение стиха и напева в народных песнях. Полураспевное слияние стихов достигается благодаря размеренному четырёхстопному  анапесту и чередованию богатых мужских и женских рифм с использованием перекрестной рифмовки.

  Особую роль играют в стихотворении повторы. Этот художественный приём широко употребляется в жанрах заговора, былин, народных сказок и песен. В стихотворении «Нет, волшебные сказки не лгали» повторы используются на разных языковых уровнях.

  Фонетический повтор гласного [а] (ассонанс) на протяжении всего произведения придаёт тексту открытость, плавность и музыкальность.

  На лексическом уровне повторы слов, обозначающих наименования волшебных предметов (гусли-самогуды, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы), и имени Кощея выполняют ряд функций. Они не только придают тексту образность, вырисовывая волшебное художественное время и пространство, но и становятся аллюзиями на народные сказки, такие как «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Как кузнец за счастьем ходил» и другие. Также повторы данных слов в пятой и шестой строфе являются переходным звеном от одной композиционной части к другой: они разделяют «мир сказочный» от «мира реального». Волшебные предметы и сказочные герои во второй композиционной части (4—7 строфы) несут метафорический характер и раздвигают рамки художественного пространства и времени.  Пространство становится открытым и безграничным, на что указывают слова-маркеры «земля в зеленеющих всходах», «миров отдалённых соседство» (космическая реалия). Художественное время переходит в настоящее, устремленное в будущее, о чём свидетельствует смена глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени.

  На синтаксическом уровне повторяются не только отдельные фрагменты предложений (анафора в первой и пятой строфе), но и модели построения синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм). Такая организация текста повышает изобразительность речи и усиливает её эмоциональность. Вера в сказочные истины передана целым рядом риторических вопросов.

  Важным синтаксическим приёмом фольклорного творчества является инверсия. В стихотворении нарушение порядка слов приводит к образованию типичных для народного творчества конструкций «существительное + прилагательное», в состав которых входят эпитеты (срок желанный, руки добрые, от тайн вековых, сказок волшебных, прадеды суровые).

  В поэтическом языке произведения кроме нейтральной общеупотребительной лексики, есть слова, относящиеся к классу устаревших (слагать, провидец, коснея). Такие слова придают тексту возвышенность и воссоздают колорит эпохи древних сказок. А вот чтобы подчеркнуть народность этого жанра, автор использует разговорную лексику (остуда, сметливость, справдились).

  Последняя строфа проникнута жизнеутверждающим пафосом. В ней заключена основная мысль стихотворения: дошедшие до нас из глубины веков сказки простым и понятным языком делятся с нами опытом наших предков, несут основные ценности, важные для всего человечества. Именно поэтому мы не перестаём смотреть в небо с надеждой и верой, «жар мечты» заставляет нас стремиться к новым открытиям. А сколько их будет?.. Об этом красноречиво говорит многоточие в последней строфе.

 Произведения народного творчества воздействуют на сознание человека, изменяют его мышление и поведение, помогают ему встать на путь личностного развития и изменять мир к лучшему.

Линкевич Анна, учащаяся XI класса

 

Отзыв о стихотворении С. Я. Маршака

«Тебе пишу я этот дифирамб…»

 Если бы у меня спросили, с каким писателем ассоциируется детство, я бы, не задумываясь, назвала имя С. Я. Маршака.

  В трогательный и неповторимый мир произведений этого автора первой «привела» меня мама. Терпеливо и многократно она перечитывала мне любимые детские стихотворения. И было что-то чарующее не только в ласковом материнском голосе, но и в удивительно музыкальном ритме поэтического слова Маршака. Тогда, в детстве, я еще не знала, что добиться такой легкости, простоты и совершенства поэтического текста можно только через неимоверный труд талантливого Мастера.

  Мои представления о творчестве Маршака «взрослели» по мере того, как взрослела я сама: забавные детские стихотворения сменялись сказочными пьесами и переводами зарубежных авторов.

  Известно, что вершиной поэтического мастерства Маршака-переводчика стали сонеты Шекспира. Шекспировская тема не оставила писателя и в оригинальной поэзии. Ярким подтверждением того является стихотворение «Тебе пишу я этот дифирамб». В нем нашла свое отражение вечная тема творчества.

  Жанр стихотворения заявлен в первой строке – дифирамб – торжественная песнь, а звучит он в честь любимого стихотворного размера Маршака-переводчика – пятистопного ямба. Этот «волшебный стих» помог талантливому писателю открыть для русских читателей поэтический мир зарубежных авторов.

  Поэт и его лирический герой в этом стихотворении связаны воедино личным местоимением «я», они мыслят и чувствуют одинаково.

  В первом шестистишии Маршак использует яркое метафорическое сравнение пятистопного ямба с крылатым конем Пегасом – символом поэтического вдохновения. Этот художественный образ сделал пятистопный ямб проводником через историческое пространство: от античных времен и эпохи Возрождения до наших дней. Мифологический образ подчеркивает в стихотворении воздушную легкость и окрыляющее очарование поэтического слова Маршака.

  Еще один яркий художественный прием – десятикратное повторение личного местоимения «ты» и его форм. Так часто можно обращаться только к самому близкому и незаменимому другу. Значит, лирический герой и его любимый «стих» идут по жизни рядом, вместе радуются и грустят. Олицетворение поэтического размера передано с помощью глаголов «шел», «передаешь», «приближаешься», «чуждаешься», «терпишь». Глаголы в форме настоящего времени только усиливают ощущение постоянного присутствия незримого «друга», а существительные «радость», «гнев», «грусть» делают этот художественный образ одухотворенным.

  Каждая строка стихотворения переполнена новыми движениями и эмоциями. Эпитет «размер свободный» наводит на мысль, что настоящий поэт и его творения вне времени и политики, что истинное творчество невозможно вогнать в рамки «казенных штампов». Как пример, Маршак вспоминает сонеты Шекспира и терцины Данте. Но тогда поэту нужно быть готовым ко всему. Вот почему в заключительном четверостишии мы встречаем антонимы «ад – рай». Поэта могут подстерегать творческие неудачи, непонимание, горечь разочарований, но за упорство и веру рано или поздно он обязательно будет вознагражден признанием и памятью народной.

  Восторженную похвалу пятистопному ямбу Маршак выразил простыми, ясными стихами без замысловатой вычурности и сложных синтаксических конструкций. Речевая выразительность повышается с помощью инверсий: «пишу я», «передаешь ты», «несут…пять стоп». Отточенная четкость стихотворного ритма создается через преобладание точной мужской рифмы. Ассонанс на [о], [а], активно использованный поэтом в первых и заключительных строках стихотворения, придает тексту необходимую с точки зрения заявленного жанра напевность.

  Стихотворение «Тебе пишу я этот дифирамб» учит нас ценить то, чем одарила тебя природа. Ведь даже в тяжелые военные годы С. Я. Маршак не предал свою Музу, он сделал оружием борьбы с человеческой жестокостью и «сумасбродством» поэтическое слово, выраженное бессмертным пятистопным ямбом.

Кульчицкая Ольга, учащаяся XI класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть