Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
Начиная с 10-11 лет у ребёнка начинается процесс перехода детства в юность. Этот период получил название – “переходный возраст”. Длится он обычно до 15-17 лет. В это время происходит бурное взросление детского организма. Это касается в первую очередь внешности. Начинается выработка гормонов, развивается репродуктивная система. Изменяются кости, мышцы, кожа.
Когда у детей переходный возраст, меняются их взаимоотношения со сверстниками, с противоположным полом. Начинает развиваться самооценка. Появляется интерес к самому себе, проявляется личность.
Особенности этого периода
Переходный возраст у девочек и мальчиков проходит по – разному. Но у обоих полов проявляются одинаковые признаки: растут волосы в паху и под мышками, начинается активный рост (до 10 см в год). У мальчиков растут яички, у девочек – груди.
Девочки физически развиваются быстрее мальчишек. У них рост прекращается в 16 -18 лет. Парни же могут продолжать “вытягиваться” до 22 лет.
Но меняются дети не только внешне. Наблюдаются перемены в характере. Послушное, милое дитя становиться раздражительным, грубым, обидчивым.
К основным признакам взросления мальчиков являются:
Первые признаки взросления:
На последний пункт следует обратить максимум внимания. Если девочка начнёт набирать вес, у неё может развиться депрессия. Она будет ограничивать себя в еде. Родителям важно понимать, как помочь ребёнку, чтобы эта проблема в переходном возрасте не переросла в серьёзное психическое заболевание – анорексию.
В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.
Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.
Неопытный ребёнок готов пойти на многое, лишь бы его считали “крутым”. Для него очень важна хорошая оценка таких же взрослеющих товарищей.
Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.
Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.
Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.
В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.
Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.
Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.
Но не стоит “ломать” личность взрослеющего чада, доказывая своё лидерство. И уж тем более глупо “начинать войну”. Он только учиться показывать своё “я”, но не знает, как это делать правильно. И задача родителей ненавязчиво направлять его в нужное русло.
Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.
Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.
свернутьСамое главное и почти единственное средство взаимодействия с подростком - это общение. Разговаривая с ним, мы можем его узнать, принять и убедить в каких-то важных делах. Но для того, чтобы это получалось, надо разговаривать с подростком правильно. На это время переходного возраста родители должны пересмотреть свой стиль общения и изменить весь подход к разговорам с ребенком.
Небольшие, но важные правила общения с подростком:
Принципы общения с подростком:
Главное, что должны знать родители это то, что благоприятное общение для ребенка - это средство защищенности. А именно чувство защиты - это основная потребность ребенка в подростковом возрасте. Поэтому цель любого общения - это дать своему ребенку почувствовать, что он любим и защищен вами.
И самое главное - родители помните, подростковый возраст пройдет, а тот багаж, который вы соберете своему ребенку за этот период останется с ним на всю жизнь! Перетерпите эти годы, проживите их правильно и ваш ребенок отблагодарит вас за все!
свернуть
Как уберечь ребенка от зависимости
Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.
Зависимость бывает химическая и нехимическая.
К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.
Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств, интереса к жизни, отстраненность.
Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:
1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,
3) “падает” зрение,
4) появляются проблемы с лишним весом.
5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
по 6-10 часов проводит за компьютером;
у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
становится более агрессивным;
трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
Советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка
а) Психологические:
б) Физические признаки:
Наблюдение за ребенком.
Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.
Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.
Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.
Рекомендации:
Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.
Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.
![]() |
![]() |
Доброго времени суток, дорогие гости и читатели «Родительского университета»! На дворе конец осени. Скоро декабрь – месяц праздничной суеты и предновогоднего настроения... Но сегодня мы немного отойдем от новогодней тематики, и поднимем сложную, но важную тему, как рассказать детям о СПИДе.
Ежегодно 1 декабря мы отмечаем Всемирный день борьбы со СПИДом. Безусловно, это очень важная и нужная тема. Мы вместе: и родители, и педагоги несем ответственность за здоровье наших детей, за их нравственность и своевременную осведомленность. Но эта тема, также и тяжела. Как объяснить ребенку интересно, доступно и понятно такие сложные и страшные заболевания, как СПИД. И что такое ВИЧ? И чем они страшны? И самое главное, как от них защититься?
Мы предлагаем рассказать детям о СПИДе через сказку-лекцию, которая несет важные знания.
Сказка-лекция «ВИЧ и его мечта»
В далекой мрачной стране Болезляндии живут микробы, бактерии и вирусы. У каждого из них свой дом, свои владения. Но все они мечтают переселиться в человеческий организм и одержать победу над здоровьем человека и его помощниками – защитниками лимфоцитами и хорошими бактериями.
На самом краю Болезляндии в высоком замке жил самый сильный и страшный из всех вирусов – ВИЧ – Вирус Иммунодефицита Человека. Его побаивались даже самые страшные и суровые вирусы. Ведь он обладал загадочной силой. ВИЧ невозможно победить. Зато он способен победить иммунную систему человека.
И хотя прочие вирусы и микробы могли запросто переходить от одного человека – к другому во время чихания, кашля, предметы личного обихода, и могли так заразить гораздо больше людей. ВИЧ был страшнее. Ведь именно он убивал смелые лимфоциты, которые дружно борются со всеми микробами и активно их побеждают. Всех, кроме ВИЧ.
Вот почему они хотели с ним дружить. Ведь если он пускал их вместе с собой в один организм, даже самый хилый микроб мог полностью поработить человека. Почему? Потому что после того, как ВИЧ обезвредит защитников человеческого организма – лимфоцитов, кровь человека становится беззащитной перед любыми вирусами и микробами.
Вот однажды, сидел ВИЧ в своей высоченной башне и высматривал в свой волшебный бинокль тело, подходящее для его жизнедеятельности. Для Вируса Иммунодефицита Человека самое сложное – это попасть в организм. Ведь ему надо проникнуть сразу в кровь, через ранки и уколы.
И вот в объективе ВИЧ увидел Человека. Он ему понравился. Ведь тот лежал где-то под забором, в рваной одежде, с пустым взглядом и самое главное – со шприцем в руках! Вот он – любимый и самый легкий путь проникновения ВИЧ – игла наркомана.
Сел ВИЧ в свою карету и на максимальной скорости помчался к своей цели. За ним следом поплелась вереница вирусов и микробов. Добрался ВИЧ до Человека под забором. А тут к нему еще один подошел. ВИЧ ликовал! Сразу два организма попадут сейчас в его цепкие объятия.
ВИЧ уже представил, как он сядет на краешек иглы и Человек сам впустить его в свою кровь. Он закрыл глаза и с радостью стал рисовать себе картины, как убегают от него эти смельчаки – лимфоциты, которых боятся все жители Болезляндии, а он нагоняет их всех и прокалывает своей маленькой острой шпагой. Он такой маленький, побеждает их всех и главенствует организмом человека. Пока ему будет комфортно, он будет сидеть и наслаждаться своей властью, а когда надоест, откроет двери простуде или гриппу, или туберкулезной палочке и тогда…
Но тут мечтания ВИЧа были прерваны. Игла на которую он уже забрался поднял подошедший Человек, предварительно надев на руки перчатки и выкинул в ближайший мусорный контейнер. А Человека, лежащего под забором, заботливо поднял и посадил в машину с красным крестом и надписью «Скорая помощь» и увез.
Когда ВИЧ спустя несколько недель наконец-то выбрался на поверхность контейнера, то увидел проходящего мимо Человека, того самого, в ком он хотел поселиться, но совершенно изменившегося. У него была бодрая походка, здоровый цвет лица и самое главное – блеск в глазах и улыбка на устах! Для ВИЧ – это самое страшное. «И этот ушел», - грустно вздохнул Вирус и пошел к себе домой.
А тот самый Человек шел в школу, где он делился с детьми своей историей, и рассказал им самое главное, что нужно делать, чтобы не впустить в свой организм ВИЧ и не заболеть СПИДом:
Никогда не прикасайтесь к найденным на улице шприцам и иглам.
Никогда не поддавайтесь на уговоры попробовать наркотик.
Остерегайтесь попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена.
Если вы получаете медицинское лечение, помните все иглы и шприцы должны быть одноразовыми!
И еще маленький совет: помогайте своим ближним!
Желаем здоровья вам и вашим детям!
свернутьУважаемые родители!
Сегодня ВИЧ-инфекция является проблемой как для населения всего земного шара в целом, так и для нашей республики. В настоящее время в Беларуси более 7 тысяч носителей вируса иммунодефицита человека, вызывающего СПИД.
Вы, родители, можете рассказать своим детям о ВИЧ, мерах защиты от него, путях распространения.
Основы профилактики закладываются в семье. И девочек, и мальчиков нужно воспитывать так, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе, способными на уважительные и уравновешенные отношения.
Обсудите проблему ВИЧ/СПИДа с детьми
Как говорить о ВИЧ-инфекции с вашим ребёнком
Одним из путей передачи заболевания может быть сексуальный контакт. Поэтому говорить о СПИДе с вашим ребёнком – это значит говорить о сексе.
Никогда не поздно и никогда не рано начать разговаривать с ребенком на эту тему.
Что говорить подросткам
Большинство из них в этот момент стараются самоутвердиться, в том числе и в область сексуальных отношений. Следует дать им информацию достаточную и корректную, соответствующую конкретной ситуации.
Они должны знать:
И помните, родители!
Семья является защитницей и основным звеном в профилактике ВИЧ/СПИДа!
свернуть