ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

06.01.2021

Ссылка для ознакомления с презентацией к педагогическому совету >>>

 «Если ученик в школе не научится

сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать, так как мало таких,

которые, научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений».

Л. Н. Толстой

 Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учащихся. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

 Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности учащийся приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

 Чтобы определить эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, 6 января 2021 года в школе был проведён  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «О работе педагогов по усовершенствованию методов организации самостоятельной деятельности учащихся и практической направленности обучения».

 ЗАДАЧАМИ данного педсовета было :

  1. Проанализировать состояние работы педагогического коллектива по выработке навыков самостоятельности.
  2. Определить условия успешной организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
  3. Выявить опыт учителей школы по организации самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе.

 Для подготовки к восприятию материала педсовета заместитель директора по учебной работе Романович Н.С. с педагогами провела интеллектуальную разминку, где необходимо было найди пару: понятие +определение, в которой педагогический коллектив принял активное участие. 

 Затем педагогам был предложен просмотр видеоролика притчи «Уроки бабочки» с постановкой вопроса: Как проявляется самостоятельность ребенка?

 По мнению ряда педагогов, самостоятельность ребенка проявляется:

в способности действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; в умении выполнять привычные дела без обращения за помощью взрослого; в проявлении умения осознано действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; в способности осознано действовать в новых условиях (поставит цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); в стремлении осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; в способности переносить известные способы действий в новые условия.

 Сегодняшняя эпидемиологическая ситуация предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению.

 Для чего необходимо уделять время в учебном процессе для самостоятельности ребёнка?

 Очень важно научить ребенка быть самостоятельным в соответствии с его возрастом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. Иногда именно усилие необходимы нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

 Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

 В центре усилий учителей на І первой ступени общего среднего образования стала работа по совершенствованию урока за счёт внедрения форм и методов активного обучения, повышения методического мастерства, преодоление трафаретности в организации образовательного процесса, привлечение технических и других наглядных средств, более широкого применения новых образовательных технологий.

 Учителя начальных классов Ларионова И.В., Кохнович Ю.Ю., Сковбель С.И. и Гринько О.М., не только рассказали, но и показали как успешность обучения существенно зависит от условий, которые учитель обеспечивает учащимся учиться активно и самостоятельно.

 Однако успешность реализации этих предложений и замечаний во многом зависит от того, насколько эффективно организован в этом направлении учебный процесс. Поэтому одно из требований подготовки учащихся к творческому труду и самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний состоит в такой организации учебной деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий, которое обеспечивает осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию интеллектуальных умений учащихся и развитию речи. В педагогических дебатах принимали участие многие учителя коллектива.

 Учителя-предметники Внучко Т.И., Дудко М.П., Колесник М.А., Лящук Е.Г.и Кондерешко С.И. предложили как должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении.

 Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

 С целью представления позитивного опыта педагогов школы в организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках была проведена неделя педагогического мастерства «О работе педагогов по усовершенствованию методов организации самостоятельной деятельности учащихся и практической направленности обучения».

 На каждом проведённом уроке всеми учителями использовались различные методы и приёмы по организации самостоятельной деятельности, что способствовало повышению эффективности обучения учащихся, о чем и сообщила заместитель директора по учебной работе Романович Н.С..

 Практический опыт учителей нашей школы показал, что:

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

 Таким образом, оценивая учебный процесс в целом, мы должны учитывать не только глубину и прочность получаемых учащимися фактических знаний, но и уровень вырабатываемых в ходе преподавания общих учебных и специфических трудовых умений, необходимых для творческой трудовой деятельности и самостоятельного овладения знаниями.

 Свое выступление заместитель директора по учебной работе Романович Н.С. закончила словами-пожеланиями А.Я.Корчака для педагогов в их творчестве при организации самостоятельной работы, ведь хороший урок – это произведение искусства. «Пусть он узнает, не потому что вы ему сказали, а потому, что он сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь замените его в уме рассуждение авторитетом, он не будет рассуждать: он станет, лишь игрушкой чужого мнения».  

Заместитель директора по учебной работе Романович Н.С.