Аттестация

Цель и задачи аттестации

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся,  их морального, творческого и физического развития.

Аттестацию педагогических работников в учреждении образования проводится на  присвоение либо подтверждение второй, первой  и  высшей педагогической категории.  

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования. 

По инициативе педагогического работника  аттестация проводится на  присвоение педагогической категории.

По инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на  подтверждение  педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

Нормативные правовые документы

развернуть
Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу) : пастанова Мiнiстэрства адукацыi Рэсп. Беларусь, 22 жнiўня 2012, № 101 : ў рэд. пастановы Мiнiстэрства адукацыi Рэсп. Беларусь, 01 жнiўня 2022, № 216
Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 22 июля 2021 г., № 55

Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 29 июля 2020 г., № 69 : в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 24.02.2022 г. № 13

Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих
Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 № 69 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 24 фев. 2022 г., № 13
Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 02 июня 2009 г., № 36

Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 24 мар. 2022 г., № 54
Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24 : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 6 июля 2011 г., № 59
Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 02 апр. 2015 г., № 263 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — Минск, 2022.
Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских образовательных мероприятий с участием учащихся, получающих общее среднее образование, направления учащихся на международные образовательные мероприятия [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 3 окт. 2013 г., № 91 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Минск, 2022.
Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях : постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 19 янв. 2009 г., № 4
свернуть

Задачи аттестационной комисии

развернуть

Задачи аттестационной комиссии

  •  определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным   категориям (второй, первой, высшей, квалификационной категории «учитель-методист») на основе анализа их профессиональной деятельности;
  •  соблюдение основных принципов проведения  аттестации, обеспечение объективности экспертизы  и процедуры  проведения  аттестации;
  • определение перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемых педагогов;
  • стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников учреждения образования, повышение эффективности и качества педагогического труда
свернуть

Состав аттестационной комиссии

развернуть

Состав аттестационной комиссии

на 2023/2024 учебный год

  

  1. Бартош В.Я.     - председатель комиссии
  2. Кондерешко С.И.     – заместитель председателя комиссии
  3. Сёмкина Н.И.         - секретарь комиссии
  4. Петрашкевич Н.И.       – член комиссии
  5. Колесник М.А.   – член комиссии
  6. Шарко Н.Г.   – член комиссии
  7. Костюкович А.М.       – член комиссии
  8. Кохнович Ю.Ю. - член комиссии
  9. Апанасюк А.А. - член комиссии
свернуть

План работы аттестационной комиссии

развернуть

Условия допуска к аттестации

развернуть

Обязательные условия допуска к аттестации

 

  • Соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

 

  • Наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены частями 3-5 и 7 пункта 19, пунктами 20 и 20' данной Инструкции) в соответствии с частями 1, 2 и 6 пункта 19 данной инструкции

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой   аттестуются, 2 года; на присвоение высшей квалификационной категории и   квалификационной категории   «учитель-методист»   - 3 года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

 

  • Для категории «учитель-методист» наличие авторской методики или собственного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитатльных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.
свернуть

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

развернуть

Для учителей:

  1. Портфолио:

-отчёт о результатах самообразования (первая, вторая квалификационная категория);

-обобщение опыта собственной педагогической деятельности (высшая квалификационная категория);

-разработанные планы-конспекты уроков (два);

- самоанализ проведённых уроков, внеклассных мероприятий по предмету.

  1. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов.
  2. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один –вторая квалификационная категория, два – первая квалификационная категория, один – высшая квалификационная категория).
  3. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно – для всех квалификационных категорий).
  4. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки (для всех квалификационных категорий).
  5. Анализ работы учителя как классного руководителя (для всех квалификационных категорий).
  6. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведённых мероприятий.
  7. Диагностика уровня обученности учащихся и их анализ динамики.
  8. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах.
  9. Анализ работы с законными представителями обучающихся.
  10. Анализ методической деятельности.

 

Для учителей-дефектологов (специалистов учреждений образования, реализующих программу специального образования):

  1. Портфолио:

- отчёт о результатах самообразования (вторая, первая квалификационная категория);

- обобщение опыта педагогической деятельности (высшая квалификационная категория).

- разработанные планы-конспекты уроков (занятий) (два);

- самоанализ проведённых уроков (занятий).

  1. Анализ ведения документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов.
  2. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий (один – вторая квалификационная категория, два – первая квалификационная категория, один – высшая квалификационная категория).
  3. Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды кабинета учителя-дефектолога ПКПП, класса интегрированного обучения и воспитания.
  4. Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога, учителя, реализующего образовательную программу специального образования.
  5. Анализ работы с законными представителями обучающихся.
  6. Анализ методической деятельности.

 

Для педагогов дополнительного образования:

  1. Портфолио:

- отчёт о самообразовании (вторая квалификационная категория);

- отчёт о самообразовании за период после предыдущей аттестации (первая, высшая квалификационная категории);

-разработанные планы-конспекты занятий;

-самоанализ проведённых занятий.

  1. Программа объединения по интересам (соответствующая требованиям).
  2. Анализ проведённого открытого занятия (одного).
  3. Содержательный план занятия (один) по профилю.
  4. Анализ проведённого открытого занятия (одно).
  5. Анализ ведения необходимой планирующей и учётно-отчётной документации (планов и отчётов, и иной профессиональной документации), выполнение требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности.
  6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий.
  7. Анализ методической деятельности педагога.

 

Для воспитателей:

  1. Портфолио:

- отчёт о самообразовании (вторая квалификационная категория);

- отчёт о самообразовании за период после предыдущей аттестации (первая квалификационная категория);

- анализ и обобщение собственной профессиональной деятельности (высшая квалификационная категория);

     -разработанные планы-конспекты занятий;

     -самоанализ проведённых занятий.

  1. Разработанный содержательный план воспитательного мероприятия (один).
  2. Анализ проведённого открытого воспитательного мероприятия (одно – вторая квалификационная категория; два – первая квалификационная категория, одно – высшая квалификационная категория).
  3. Анализ ведения документации (календарно-тематического планирования, ежедневных планов работы), выполнение требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности.
  4. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий.
  5. Анализ методической деятельности педагога.

  

Для педагогов-психологов:

  1. Портфолио:

- отчёт о самообразовании (вторая квалификационная категория);

- отчёт о самообразовании за период после предыдущей аттестации (первая квалификационная категория);

-анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (высшая квалификационная категория);

  -разработанные планы-конспекты занятий (мероприятий, консультаций);

  -самоанализ проведённых занятий (мероприятий, консультаций).

  1. Разработанный содержательный план мероприятия в сфере психологической поддержки (один).
  2. Анализ проведённого открытого мероприятия (одно – вторая квалификационная категория; два –  первая квалификационная категория; одно – высшая квалификационная категория).
  3. Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.
  4. Анализ ведения необходимой документации (планов и отчётов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчётных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности.
  5. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий.
  6. Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся.
  7. Количественно-качественный анализ обращений со стороны обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.
  8. Анализ методической деятельности педагога-психолога и её востребованность педагогическим сообществом.     
свернуть

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

развернуть

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков

обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов

опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные

исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

  1. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей

профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических

аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и

т.д.

 

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению

диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый

лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

 

Образец оформления титульного листа:

ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа»  Пинского района

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Иванов Иван Иванович,

учитель русского языка

8 (029) 377-23-35;

e-mail: iwanov@yandex.ru

свернуть