По статистике 70% школьников допукают те или иные ошибки при письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели педагоги не в состоянии научить каждого учащегося писать правильно?
Если ребенок делает ошибки, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам языка.
У детей наблюдаются стойкие специфические ошибки – дисграфия. При дисграфии ребёнок, даже зная правила, не может их применить. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте проследим, что должен сделать учащийся, чтобы писать без ошибок? Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Одновременно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме. Письмо – это сложный процесс, в котором участвуют не только лобные доли головного мозга, но и височные, теменные, затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Есть ли у ребёнка дисграфия?
О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
8. Письмо слов, предложений слитно и др.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Я предлагаю несколько игр и упражнений, которые родители могут проводить дома со своими детьми:
1. Упражнение «Волшебный диктант» (при пропусках букв).
Взрослый читает предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
2. Упражнение «Образ слова» (если ребёнок не дописывает окончания).
Взрослый произносит слово и просит ребенка назвать свое слово, которое начинается на предпоследнюю букву слова, данного взрослым, или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать по темам, например, животные, растения и т.д.
3. Упражнение «Весёлый мультфильм» (если ребёнок делает ошибки в словарных словах).
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, предлагаете проверить, верно ли он написал. Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, на что следует обратить внимание (например, корова с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестница с буквой Т).
Советы родителям
-Пусть ребёнок как следует наиграется! Результаты исследований показывают, что из 100% детей с нарушениями письма 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила наиболее известных детских забав. В играх нужно соблюдать правила, таким образом, ребенок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
-Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
-Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично формирует произвольную регуляцию, развивает общую и мелкую моторику, стимулирует развитие внимания и скорости реакции.
-Занятия музыкой способствуют развитию мелкой моторики рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
-Избегайте бесконечного переписывания упражнений «начисто» или письма под диктовку.
-Постарайтесь не упрекать ребенка в неудачах. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на ошибки!
Учитель-дефектолог: Н.Г. Шарко