Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
Чытанне – гэта акенца,
праз якое дзеці бачаць
і пазнаюць свет і саміх сябе.
В. Сухамлінскі
![]() |
Г Р А Ф і К работы школьнай бібліятэкі Панядзелак 8.30 -17.00 Аўторак 8.30 -17.00 Серада 8.30 -17.00 Чацвер 8.30-17.00 Пятніца 8.30 -17.00 Абедзенны перапынак: 13.00 – 13.30
апошняя пятніца месяца – санітарны дзень Прыходзьце, кнігі чакаюць вас! |
ЗВЕСТКІ АБ БІБЛІЯТЭЦЫ:
Кніжны фонд мастацкай і метадычнай літаратуры складае 9202 экз., а аб'ём вучэбнага фонду роўны 8233 экз.
Колькасць карыстальнікаў - 511
Фонд літаратуры - 17447
Лік наведванняў - 3508
Кнігавыдача - 13009
![]() |
Абанемент дае магчымасць атрымаць літаратуру, якая ёсць у фондах бібліятэкі, для працы дома. Чытальная зала - гэта аддзел бібліятэкі, у якім шырока прадстаўлены даведачна-энцыклапедычныя і перыядычныя выдані, з якімі можна папрацаваць непасрэдна на месцы. |
![]() |
У БІБЛІЯТЭЦЫ МОЖНА:
Узяць кнігу на дом Пачытаць перыёдыку Падабраць матэрыял для рэферата Цікава падрыхтаваць дамашняе заданне Падрыхтавацца да гадзіны інфармавання Папрацаваць з электроннымі крыніцамі інфармацыі Знайсці адказ на пытанне, якое цікавіць Папрацаваць з энцыклапедыямі і даведачнымі выданнямі ў чытальнай зале Пазнаёміцца з кніжнымі выставамі Атрымаць бібліяграфічную даведку |
Значение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать достоинство человека и правильней оценивать самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к родине, к человеку-труженику. Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение литературы для детей. Дети и подростки только вступают в жизнь, у них нет еще жизненного опыта. В книгах же они найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Внеклассное чтение обогащает знаниями, развивает познавательные способности детей и помогает формированию у них высоких идеалов и морально-волевых, качеств.
Как организовать руководство чтением детей в семье, с чего начинать? В первую очередь родителям надо познакомиться с детской, подростковой и юношеской литературой. Необходимо хорошо знать также и те произведения XIX и начала XX века и отдельные произведения мировой литературы, которые могут оказать положительное влияние на моральное и эстетическое развитие детей того или иного возраста. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения.
Списки для внеклассного чтения:
* Беларускія народныя казкі
* Казкі беларускіх пісьменнікаў
* Агняцвет Э. Вершы.
* Вітка В. Вясёлы кош
* Жуковіч в. Свет дзівосны.
* Колас Я. Міхасёвы прыгоды.
* Тулупава Н. Бізоны-рабінзоны
* Шушкевіч С. Птушыны ранак.
Зборнік Залатая раніца
* Творы А. Савіцкага, А. Дзеружынскага, К. Камейшы, Ул. Карызны, Л. Пранчака, М. Чарняўскага.
* Русские народные сказки.
* Сказки народов мира
* Перро Ш. Волшебные сказки.
* Пушкин А.С. Сказки.
* Гауф В. Сказки: Карлик Нос, Маленький Мук, Калиф-аист
* Гримм братья. Сказки.
* Барто А. Стихи.
* Драгунский В. Денискины рассказы
* Бианки В. Сказки-несказки
* Житков Б. Что бывало
* Михалков С. Стихи
* Маршак С. Стихи
* Осеева В. Три товарища. Просто старушка
* Носов Н. Живая шляпа: рассказы
* Погодин Р. Книжка про Гришку
* Сутеев В. Сказки
* Толстой Л. Сказки и рассказы
* Чарушин Е. Волчишко
* Чуковский К. Стихи и сказки
* Шим Э. Рассказы
* Грачанікаў А. Трэці сын
* Лынькоў М. Янка-парашутыст
* Маўр Я. Палескія рабінзоны
* Лукша В. Казкі: Пра хлеб. Лясное рэха. Роўны з роўным. Настырны мураш. Кажан. Лебядзіная вернасць.
* Лужанін М. Добры хлопец Дзік
* Вольскі А. Сцяпан - вялікі пан
* Чарняўскі М. Апавяданні: Акадэмія на колах. Добры доктар Спарыння. Казакі-памочнікі. Вясёлка над полем.
* Хомчанка В. Апавяданні: Сустрэча з цудам. Білеты ў цырк. Дождж. Шырокая вуліца. Дзве Дашы. Звон пад зямлёй.
Цудадзейны карагод. Кніга 1 і 2. Зборнік твораў для пазакласнага чытання ў 3 класе
* Карызна У. Зямля - два паўшар'і
* Погорельский А. Черная курица
* Ларри Я. Необыкновенное приключение Карика и Вали
* Губарев В. Королевство кривых зеркал
* Михалков С. Праздник непослушания
* Гераскина Л. В стране невыученных уроков
* Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
* Успенский Э. Стихи и сказки
* Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
* Гюго В. Гаврош
* Арлоў У. Адкуль наш род
* Клышка А. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кніга
* Ніколі не забудзем: расказы беларускіх дзяцей аб днях Вялікай Айчыннай вайны
* Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова.
* Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
* Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок.
* Медведев В. Баранкин, будь человеком.
* Булычев К. Миллион приключений.
* Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
* Олеша Ю. Три толстяка.
* Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля.
* Губарев В. Королевство кривых зеркал.
* Скобелев Э. Приключения Арбузика и Бебешки.
* Лагин Л. Старик Хоттабыч.
* Уальд О. Мальчик–Звезда.
* Гайдар А.П.Тимур и его команда. Дальние страны.
Библия для детей.
Легенды и мифы Древней Греции.
Мифы и легенды Древнего Египта.
Литературные сказки
Бажов П. Малахитовая шкатулка.
Ершов П. Конёк–Горбунок.
Маршак С. Пьесы–сказки: Горя бояться — счастья не видать. Умные вещи
Олеша Ю. Три толстяка.
Паустовский К. Тёплый хлеб. Квакша
Платонов А. Золотое кольцо. Финист — ясный сокол
Пушкин А. Сказки.
Шварц Е. Рассеянный волшебник Сказки, пьесы
Гауф В. Карлик нос. Маленький Мук.
Киплинг Р. Сказки джунглей.
Уайльд О. Мальчик–звезда.
Писатели о детстве
Алексин А. Самый счастливый день
Андреев Л. Петька на даче
Гайдар А. Тимур и его команда
Искандер Ф. День Чика
Крапивин В. Валькины друзья и паруса.
Куприн А. Белый пудель. Чудесный доктор
Михалков С. Сомбреро (пьеса–комедия).
Яковлев Ю. Рыцарь Вася. А Воробьев стекло не выбивал…
Гринвуд Д. Маленький оборвыш
Линдгрен А. Расмус–бродяга. Мадикен и Пимс из Юнибаккена
Мало Г. Без семьи
Твен М. Приключения Тома Сойера, Приключения Гекльберри Финна
О природе
Платонов А. Никита.
Астафьев В. Васюткино озеро.
Казаков Ю. Тэдди. Тихое утро.
Мережковский Д. Природа.
Носов Е. Белый гусь.
Шмелев И. Мартовская капель
Даррелл Д. Говорящий свёрток.
Сетон–Томпсон Э. Лобо и другие рассказы о животных.
Историческое прошлое в литературных произведениях
Катаев В. Белеет парус одинокий. Сын полка
Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица
Крапивин А. Та сторона, где ветер
Гюго В. Козетта
Мир приключений и фантастики
Беляев А. Человек-амфибия
Булычев К. Девочка с Земли
Велтистов Е. Электроник – мальчик из чемодана. Победитель невозможного. Рэсс – неуловимый друг. Глоток Солнца
Крапивин В. Дети Синего Фламинго
Свифт Дж. Гулливер в стране лилипутов
Беларуская лiтаратура
Ветразі: кніга для пазакласнага чытання ў 5 кл. / уклад. Л. Цітова
Голасам душы і сэрца. Зборнік апавяданняў і казак
Арлоў У. Адкуль наш род.
Грачанікаў А. Казка пра Івана–ганчара і пачвару цара.
Дубоўка У. Як сінячок да сонца лётаў.
Зарэмба М. Паддаўкі. Арэхавы Спас.
Каганец К. Скрыпач і ваўкі
Караткевіч У. Чортаў скарб. Кацёл з каменьчыкамі.
Лынькоў М. Міколка–паравоз.
Масла А. Таямніцы закінутай хаты.
Федарэнка А. Шчарбаты талер.
Якімовіч А. Рыжык. Залатая дзіда
Маўр Я. Апавяданні.
Бадак А. Незвычайнае падарожжа ў Краіну Ведзьмаў.
рассказы
* Андреев Л. Ангелочек. Петька на даче
* Астафьев В. Фотография, на которой меня нет. Заклятье
* Грин А. Гнев отца
* Зощенко. Водная феерия. Кочерга. Пчёлы и люди
* Искандер Ф. Дедушка. Лошадь дяди Кязыма
* Пантелеев Л. На ялике. Главный инженер
* Платонов А. Корова
* Погодин Р. Тишина. Дубравка
* Солоухин В. Ножичек с костяной ручкой
повести
* Гоголь Н. Тарас Бульба (в издании для детей).
* Алексин А. Звоните и приезжайте
* Беляев В. Старая крепость
* Железников В. Чучело
* Кассиль Л, Поляновский М. Улица младшего сына
* Лиханов А. Последние холода
* Машков В. Между А и Б и другие повести
* Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
зарубежная литература
* Азимов А. Из рассказов о роботах
* Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома
* Верн Ж. Дети капитана Гранта. Пятнадцатилетний капитан
* Конан-Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе.
* Крюс Дж. Тим Талер, или Проданный смех
* Купер Ф. Зверобой. Последний из могикан. Следопыт
* Лондон Дж. На берегах Сокраменто
* По Э. Золотой жук.
* Рид М. Всадник без головы.
* Твен М. Принц и нищий
* Шекли Р. Страж-птица
Беларуская лiтаратура
Радзіма мая дарагая Зборнік для 6 класа. Кніга 1 і 2
* Баравікова Р. Лён — лянок, або кампакт—дыск ад Зяленага Дрэйка
* Бутрамееў А. Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі
* Бутэвіч А. У гасцях у вечнасці.
* Вітка В. Трывога ў Ельнічах
* Вольскі В. Падарожжа па краіне беларусаў
* Зарэмба М. Дзень магнітнай буры.
* Коласа Я. На чужым грунце. Сірата Юрка. Купальскія светлякі
* Маўр Я. У краіне райскай птушкі.
* Місько П. Эрпіды на планеце Зямля.
* Бядуля З. Сярэбраная табакерка.
* Навуменка І. Вайна каля Цітавай копанкі.
* Ніколі не забудзем: расказы беларускіх дзяцей аб днях Вялікай Айчыннай вайны
* Пташнікаў І. Арчыбал.
* Рублеўская Л. Янук, рыцар Мятлушкі
* Савіцкі А. Радасці і нягоды залацістага карасіка Бубліка.
* Сяркоў І. Мы з Санькам у тыле ворага
* Федарэнка А. Афганская шкатулка.
* Чарняўскі М. Вогнепаклоннік. Страла Расамахі.
Паруса юности. Сборник произведений русской литературы для чтения в 7 классе
* Алексин А. Саша и Шура. А тем временем где-то…
* Айтматов Ч. Ранние журавли
* Дубов Н. Горе одному. Мальчик у моря
* Думбадзе Н. Я вижу солнце
* Каверин В. Два капитана
* Тендряков В. Весенние перевертыши
* Лондон Дж. Зов предков
* Олдридж Дж. Последний дюйм
* Платонов А. "Неизвестный цветок
* Киселев В. Девочка и птицелет
* Фраерман Р. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви
* Грин А. Алые паруса
* Экзюпери А. Маленький принц
фантастические произведения
* Булычев К. Поселок
* Стругацкие А.Н. и Б.Н. Стажеры. Понедельник начинается в субботу
* Толстой А. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
* Ефремов И. На краю Ойкумены
* Крапивин В. Голубятня на желтой поляне
* Лем С. Астронавты
Беларуская лiтаратура
* У сэрцы слова адзавіся. Зборнік для 7 класа. Кніга 1 і 2
* Баравікова Р. Казкі астранаўта.
* Быкаў В. Альпійская балада.
* Васілевіч А. Пачакай, затрымайся….
* Гардзей В. Аселіца ў басейне Чорнага мора. Шалапут на гаспадарцы.
* Дайнека Л. Чалавек з брыльянтавым сэрцам
* Караткевіч У. Кгіганошы. Сівая легенда
* Кобец-Філімонава А. Жаваранкі над Хатынью
* Навуменка І. Пераломны ўзрост
* Сіпакоў Я. Зялёны лісток на планеце Зямля.
* Рублеўская Л. Сэрца мармуровага анёла
* Ягоўдзік У. Аповесць пра князёўну Рагнеду
* Васючэнка П. Жылі–былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі
* Чехов А.П. Переполох. Тоска. Злоумышленник. Кухарка женится. Душечка. Короленко В.Г. Парадокс. Слепой музыкант
* Горький М. Сказки об Италии
* Васильев Б. А зори здесь тихие. В списках не значился. Завтра была война.
* Воробьев К. Убиты под Москвой
* Симонов К. Дни и ночи
* Фадеев А. Молодая гвардия.
* Шукшин В. Рассказы
* Казаков Ю. Голубое и зеленое. Манька. На полустанке. Некрасивая. Траливали
* Распутин В. Рудольфио
* Ефремов И. Туманность Андромеды
* Саймак К. Когда в доме одиноко. Пересадочная станция
* Шекли. Рассказы
* Брэдбери Р. 451 по Фаренгейту
Беларуская лiтаратура
* Ад роднае зямлі: зборнік твораў для пазакласнага чытання / уклад. П. Лявонава, І. Слесарава
* Бадак А. Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца.
* Быкаў В. Дажыць да світання
* Гапееў В. Пастка на рыцара
* Баравікова Р. Казімір — сын Ягайлы
* Хвалей Я. Прынцэса тусоўкі
* Іпатава В. За морам Хвалынскім
* Кавалёў С. Драўляны Рыцар
* Казько В. Суд у Слабадзе
* Караткевіч У. Лісце каштанаў. Дзікае паляванне караля Стаха
* Місько П. Грот Афаліны
* Наварыч А. Памалюся Перуну, пакланюся Вялесу
* Гоголь Н. Петербургские повести
* Лермонтов М. Маскарад
* Байрон Дж. Лирика
* Гюго В. Отверженные
* Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста
* Скотт В. Айвенго
Беларуская лiтаратура
* Дрэва вечнасці: кніга для пазакласнага чытання / уклад. В. Кушнярэвіч
* Бутэвіч А. Каралева не здраджвала каралю
* Іпатава В. Прадслава
* Каганец К. Модны шляхцюк
* Караткевіч У. Чорны замак Альшанскі
* Куляшоў А. Хамуціус
* Наварыч А. Літоўскі воўк
* Рублеўская Л. Пярсцёнак апошняга імператара. Свой пачэсны пасад (кніга пра Янку Купалу)
* Достоевский Ф. Идиот.
* Горький М. Фома Гордеев, По Руси, Жизнь Матвея Кожемякина, Коновалов, Супруги Орловы, пьесы Варвары, Дачники, Дети солнца
* Бунин И. Цикл «Темные аллеи»
* Куприн А. Изумруд. Олеся
* Толстой Л. Анна Каренина. Воскресение
* Чехов А. Дом с мезонином. Дама с собачкой. Анна на шее. Душечка. Пьесы: Три сестры. Чайка
* Драйзер Т. Американская трагедия
* Мопассан. Жизнь
* Манн Г. Верноподданный
* Драйзер Т. Сестра Керри
* Хемингуэй Э. Рассказы
Беларуская лiтаратура
* Баравікова Р. Каханне: зборнік
* Генадзь Бураўкін. Чытаю тайнапіс вачэй
* Вярцінскі А. Хлопчык глядзіць...
* Грахоўскі С. Зона маўчання
* Грачанікаў А. З кнігі Палесся
* Дайнека Л. Жалезныя жалуды
* Далідовіч Г. Гаспадар-камень
* Дзяленьдзік А. Гаспадар
* Алесь Жук А. Паляванне на Апошняга Жураўля
* Законнікаў С. Чорная быль
* Звонак А. Светлацені: зборнік
* Зуёнак В. Маўчанне травы. Лета трывожных дажджоў
* Казько В. Суд у Слабадзе. Хроніка дзетдомаўскага саду
* Лось Е. І каласуе даўгалецце
* Навуменка І. Сасна пры дарозе
* Петрашкевіч А. Дагарэла свечачка...
* Пісьмянкоў А. Думаць вершы...
* Пташнікаў І. Найдорф
* Разанаў А. Вастрыё стралы : версэты, паэтычныя мініяцюры
* Сачанка Б. Апошнія і першыя
* Сіпакоў Я. Веча славянскіх балад
* Стральцоў М. Выбранае
* Танк М. Збор калосся : вершы, 1983-1988
* Шамякін І. Палеская мадонна
* Шніп В. Гронка святла
* Янішчыц Я. Зб. Маналог вавёркі
* Абрамов Ф. Безотцовщина. Деревянные кони. Алька
* Булгаков М. Театральный роман. Записки юного врача
* Белов В. Кануны
* Замятин Е. Мы
* Набоков В. Машенька
* Пастернак Б. Доктор Живаго
* Распутин В. Прощание с Матерой
* Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ
* Вампилов А. Утиная охота
* Гинзбург Е. Крутой маршрут
* Гроссман В. Жизнь и судьба
* Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей
* Кондратьев В. Сашка
* Шаламов В. Колымские рассказы
* Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
* Сент-Экзюпери А. Планета людей
* Шекспир У. Гамлет
Беларуская літаратура
* Адамчык В. Год нулявы. Голас крыві брата твайго. І скажа той, хто народзіцца
* Брыль Я. З людзьмі і сам-насам: запісы, мініяцюры, эсэ
* Быкаў В. Сцяна
* Грахоўскі С. Зона маўчання. Такія сінія снягі
* Гігевіч В. Карабель. Рыбакі
* Дайнека Л. Жалезныя жалуды
* Далідовіч Г. Гаспадар-камень
* Жук А. Праклятая любоў
* Казько В. Хроніка дзетдомаўскага саду. Выратуй і памілуй нас, чорны бусел
* Карамазаў В. Аброчны крыж. Зачараваная душа
* Кудравец А. Смерць нацыяналіста
* Марчук Г. Кветкі правінцыі
* Навуменка І. Любімы горад. Вір
* Праўдзін В. Шлях да Галгофы
* Пташнікаў І. Мсціжы
* Сачанка Б. Родны кут
* Сіпакоў Я. Тыя, што ідуць
* Федарэнка А. Бляха. Багаты кватарант
* Чыгрынаў І. Плач перапёлкі. Апраўданне крыві. Следчая справа Вашчылы
* Шамякін І.Злая зорка. Палеская мадонна
* Дудараў А. Парог. Палачанка
* Петрашкевіч А. Меч Рагвалода
свернуть
Книгоглотатель
Я очень начитан. Читаю, читаю…
Мне все говорят, что я книги глотаю.
Когда-то глотал я коньков с горбунками,
Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.
Шпионов в шпинате, вампиров в томате,
Принцессу в сиропе и в сахарной вате,
И Трёх мушкетёров с оружием вместе,
И острых драконов в мифическом тесте.
Потом Робин Гуда попробовал с луком.
Вот только никак не грызётся наука!
То сахара мне не хватает, то соли.
Вареньем намазать учебники, что ли?
К. Стрельник
Книги, журналы, газеты, энциклопедии и комиксы - все это знакомо и привычно вам, ребята, с малых лет. А когда все это появилось в первый раз? Хотите узнать?
Вот например интересно узнать, кто придумал карандаш?
Современным карандашам не более 200 лет.
Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши.
В германском городе Нюрнберг знаменитая семья Фабер с 1760 года начала изготовление карандашей, используя графитовый порошок, но не совсем успешно. Наконец в 1795 году некий Конт изобрел карандаши, изготовленные из смеси графита и некоторых сортов глины и обожженные в печи. Эта технология используется и сегодня.
«Простые» карандаши изготовлены из графита, который оставляет на бумаге темный след.
При производстве карандашей сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита — мягче грифель. После образования из смеси тестообразной пасты ее пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и направляют в печь для обжига. Деревянные заготовки из кедра или сосны разрезают напополам по длине и вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. Дощечки разрезают на карандаши, внешняя их сторона полируется.
Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Можно приобрести простые карандаши различной твердости или заказать карандаши 72 цветов! Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Существуют карандаши, используемые в строительстве и оставляющие след на поверхности, находящейся на открытом воздухе в течение нескольких лет!
Где была напечатана первая газета?
У вас в школе наверняка есть доска объявлений. Когда вы читаете их, что вы получаете? Информацию! Когда-то давно такой была единственная существовавшая в мире газета. Всю информацию и все новости сообщало правительство и приносили путешественники. Новости вывешивали на специальных досках объявлений, где каждый мог прочесть их.
Конечно, это нельзя назвать настоящей газетой, так как настоящую газету вы можете взять с собой куда захотите. Итак, за первой в мире газетой мы должны отправиться в Древний Китай.
Около 1300 лет назад правительство Китая выпустило газету под названием «Тчинь Пао», что значило «Новости столицы». Таким образом правительство информировало своих граждан о важнейших событиях.
В Древнем Риме тоже существовала правительственная газета, которую распространяли бесплатно среди людей. Она называлась «Акта Диурна», или «События дня». Таковы были две первые в мире газеты, о которых у нас остались какие либо сведения.
А к XVI веку людям уже пришлось платить за газету! В Венеции правительство выпускало газету под названием «Нотициэ Скриттэ» («Письменные новости»), и за один ее экземпляр люди платили одну гадзетту (такова была денежная единица в Венеции).
К XVIII столетию газеты выходили более или менее регулярно и содержали не только новости, но и комментарии к ним. Одна из таких газет была выпущена в Лондоне в 1663 году и называлась «Осведомитель». Большинство газет выходило раз в неделю, что было связано с медленным ее производством и доставкой.
Первая в Америке газета называлась «Общественные события». Впервые она вышла в свет в Бостоне, штат Массачусетс, в 1690 году. Ее производство было быстро прекращено губернатором колонии. А с 1729 по 1765 годы Бенджамин Франклин руководил выпуском «Газеты Пенсильвании». В 1752 году в Америке было всего две газеты, но ко времени Американской революции их насчитывалось уже 37!
Одна из самых влиятельных газет, лондонская газета «Тайме», впервые вышла в свет в 1785 году и выпускается и по сей день.
Кто придумал комиксы?
Вы, конечно, знаете, что некоторые вещи, которые существовали давным-давно, очень отличаются от их современного варианта. Нет более наглядного примера, чем современные комиксы или карикатуры.
Предшественник комикса был изобретен художниками эпохи Возрождения. Сначала они рисовали на куске картона этюды картин, фресок, гобеленов или витражей, которые занимали большую площадь. Техника использования этюдов, называемых картоном, сохранилась у художников и по сей день.
Затем газеты и журналы начали использовать рисунки как иллюстрации к новостям и комментариям, а также просто для развлечения. Эти картинки назывались карикатурами.
А еще раньше, когда газет еще не было, знаменитые карикатуристы Хогарт, Гойя, Домье и Роуландсон рисовали целые серии картинок на одну тему. Эти картинки часто были посвящены приключениям одного персонажа. Они-то и были предшественниками современных комиксов.
В конце XIX — начале XX века начали выходить в свет журналы, которые печатали только комиксы — «Шаривари» в Париже, «Панч» в Лондоне и «Жизнь и судья» в США. Когда большинство газет и журналов в США стали включать комиксы в каждый номер, многие юмористические журналы потеряли свое влияние на читателей и перестали существовать.
Первый комикс появился в начале XX века. Ричард Аутколт придумал комикс пол названием «Бастер Браун» и издал его в 1902 году. Он был так популярен, что дети по всей стране играли в Бастера Брауна.
Другой знаменитый комикс, который появился в 1912 году, назывался «Воспитание отца». Он был переведен на 27 языков и издан в 71 стране мира.
И еще из истории...
СКОЛЬКО СТОИЛ УЧЕБНИК?
В период средневековья подавляющее большинство людей не умели ни читать, ни писать, а книги, которых насчитывались единицы, были рукописными. Но по мере развития общества, христианской и светской культуры грамотность приобретала все большее значение, следовательно, росла потребность в размножении текстов. В средние века рукописи создавались в монастырях и хранились в монастырских библиотеках. Нам трудно вообразить, сколько усилий прилагали монахи для создания одной рукописной книги! Одни наносили на листы линии строк, другие выводили аккуратнейшим почерком букву за буквой, стараясь не ошибиться. И все равно ошибались! Художники оформляли рукописи орнаментом, изящными миниатюрами. Обтянутые кожей деревянные переплеты украшали драгоценными камнями... Стоили такие книги дорого, так что купить их мог лишь очень состоятельный человек. В Испании однажды монастырские переписчики получили за Библию 200 овец! Стоимость школьного учебника равнялась стоимости двух телят или одной взрослой коровы! Люди пытались упростить процесс создания книг. Китайцы первыми научились делать оттиски с деревянных досок, на которых были вырезаны выпуклые крупные буквы, арабы довели этот способ до совершенства...
ЛИЦЕИ И ШКОЛЫ
В современном мире не прожить без знаний. И получить их можно из разных источников. С ранних лет мы идем учиться в школу, в лицей или гимназию. Обращаемся в трудную минуту к книгам, которые берем в библиотеке, заглядываем в словари и энциклопедии. После окончания школы можно поступить в университет. А самые упорные и способные, идущие по пути познания всю жизнь могут стать членами академий различных стран мира. С изобретением компьютера и сети Интернет возможности обучения еще больше расширились. Услугами этих изобретений пользуются теперь очень многие, в том числе и академики. А вот в древнем мире ни Интернета, ни компьютера не было. Даже слов таких никто не знал, зато "школа", "лицей", "энциклопедия", "библиотека", "академия" -все эти слова пришли к нам из Древней Греции. Самый первый в мире лицей был основан на окраине города Афины в 335 г. до н. э. великим философом Древней Греции Аристотелем. Лицей, тогда он назывался "ликей", был школой философов. И учились в нем мудрости не дети, а взрослые мужи. Все ученые тогда были философами, а все философские учения, которые долгое время разрабатывались ими и имели последователей, назывались "школами". Ликейская школа получила свое название в честь храма Аполлона Ликейского, вблизи которого собирались ученики слушать Аристотеля. "Академия" -это тоже одна из древнегреческих философских школ, она была основана еще раньше Ликея, около 387 г. до н. э. учителем Аристотеля, другим величайшим философом древности - Платоном. Просуществовала Академическая школа Платона до 529 г. н. э., когда была закрыта императором Юстинианом как оплот язычества. Все слушатели Платона и последователи его учения до закрытия школы назывались "академиками". Да, в древнегреческих философских школах - Ликее, Академии и других собирались люди взрослые, но это вовсе не значит, что дети в государствах древнего мира ничему не учились. Например, искусству писца в Древнем Египте учиться приходилось сызмальства, сама система сложнейшего иероглифического письма египтян требовала этого. Попробуй запомнить в короткий срок более 3000 иероглифов. Профессия писца часто переходила от отца к сыну, и тогда учителем становился отец, но дети знатных вельмож или самих фараонов учились у самых образованных людей своего времени, а ими в Египте были все те же писцы. Дальнейшее образование писцов и жрецов проводило в "Домах жизни". "Дома жизни" египтян - это и дом ученых, и дом культуры, и институт повышения квалификации работников умственного труда. Там собирались самые образованные люди своего времени, общались друг с другом, обменивались знаниями, рассказывали о своих достижениях, обсуждали их, передавали друг другу навыки. Особо заботились об образовании своих детей цари различных государств древнего мира. Порой для царственных сынов, будущих правителей государств приглашали учителей из других стран. Так, Аристотель стал учителем сына македонского царя Филиппа - будущего великого полководца и покорителя мира Александра Македонского.
свернуть
Для Вас, родители!
Дорогие родители! А ваши девчонки и мальчишки всегда читают книжки?
Кто чему научится
Чему первым делом научится кошка?
Хватать!
Чему первым делом
научится птица?
Летать!
Чему первым делом научится
Школьник?
Читать!
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
В. Берестов
Учите своих детей читать!
Чтобы ребёнок любил читать
Привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно.
Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.
И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это – не прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Поэтому ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению. Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей. Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.
– как только ребенок родится;
– выделять несколько минут, но каждый день;
– выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
– приучать ребенка «ждать» время для чтения;
– читать в любом месте;
– утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
– выбирать удобное и уютное место;
– читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
– находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
– рассматривать книжки и картинки;
– читать с «выражением»;
– давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
– перечитывать любимые книги.
А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.
1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ. Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе, комментируйте свои действия описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.
Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!
свернуть